16 декабря 2022 г. |
Дело N А42-5304/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Третья управляющая компания" Решёткина К.М. (доверенность от 12.08.2021),
рассмотрев 13.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А42-5304/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Третья управляющая компания", адрес: 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Ленина, дом 22, офис 419, ОГРН 1135118000258, ИНН 5118001103 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 3 183 248 руб. 77 коп. задолженности по оплате отпущенной на основании договора от 01.03.2015 N 781 в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 тепловой энергии, 315 834 руб. 01 коп. неустойки за период с 02.03.2021 по 02.11.2021 на основании пункта 9.3. статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением суда первой инстанции от 13.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2022, исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Компании взыскано 8 645 руб. 63 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Вывод судов о том, что Компанией произведена корректировка начислений за отопление за 8 месяцев 2020 года, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
В отзыве на кассационную Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Компания надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (поставщик) и Обществом (исполнитель) 01.03.2015 заключен договор теплоснабжения N 781 (далее - договор), в соответствии с условиями которого поставщик обязуется на условиях, предусмотренных договором, осуществлять поставку коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя) в многоквартирный жилой дом, общим собранием собственников помещений в котором исполнитель выбран управляющей компанией для целей обеспечения коммунальными услугами отопления и горячего водоснабжения потребителей, а также исполнителя в части горячего водоснабжения общедомовых нужд.
В связи с переходом собственников помещений в многоквартирных домах (потребителей) на прямые договоры по поставке коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией договор расторгнут с 01.04.2019.
Ссылаясь на неисполнение Обществом обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной в период с января по март 2021 года, а также неоплату корректировочных счетов за 2020 год, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Правил N 354 и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установили, что Компания в нарушение установленного порядка произвела корректировку начислений за отопление за 8 месяцев 2020 года, необоснованно отнесла поступившие от населения платежи в счет ранее возникшей задолженности вопреки указаниям в назначении платежей и удовлетворили иск в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку тепловая энергия поставлялась для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, суды обоснованно применили к спорным правоотношениям положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354 и Правил N 124.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Между тем, согласно подпункту "а" пункта 25(1) Правил N 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил.
На территории Мурманской области принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года (постановление правительства Мурманской области от 05.08.2016 N 386-ПП).
В письме от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу о применении пунктов 21 и 25(1) Правил N 124 разъяснило, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25(1) Правил N 124.
Учитывая изложенное, пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25(1) - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
Пункт 25(1) Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25(1), применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период подлежит именно пункт 25(1) Правил N 124.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что на основании пункта 25(1) Правил N 124 корректировка должна осуществляться один раз в год.
Кроме того того, пунктом 6(1) приложения N 2 к Правилам N 354 также предусмотрена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителя исходя из размера платы за тепловую энергию, потребленную в многоквартирном доме за истекший год по показаниям общедомового прибора учета, и общего размера платы потребителя за коммунальную услугу за прошедший год.
Проведение корректировки за иной период, кроме года, нормами жилищного законодательства не предусмотрено.
Факт проведения Компанией корректировки за часть 2020 года установлен судами и подтверждается, в том числе, представленной в материалы дела справкой о дебиторской задолженности (том дела 1, лист 120).
При оценке правомерности взыскания задолженности за январь-март 2021 года судами установлен факт неверного распределения Компанией платежей, поступивших от населения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 319.1 ГК РФ в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ). В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что платежи, произведенные на основании платежных документов с указанием расчетного периода, должны учитываться в указанный в платежном документе период.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Апатиты, ул. Строителей, д. 67, в отсутствие в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) даты перехода на прямые договоры, отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Как следует из подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в спорном МКД приняло решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, оформленное протоколом от 25.10.2018.
При наличии явно выраженного волеизъявления собственников помещений в МКД на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, отсутствие в протоколе от 25.10.2018 даты, с которой договор считается заключенным, не является обстоятельством, освобождающим Компанию от обязанности по заключению этих договоров.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно отказали в иске в обжалуемой Компанией части.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А42-5304/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Как следует из подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2022 г. N Ф07-18855/22 по делу N А42-5304/2021