20 декабря 2022 г. |
Дело N А66-3173/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И., рассмотрев 20.12.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А66-3173/2022, в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области, адрес: 172010, Тверская обл., г. Торжок, ул. Луначарского, д. 119А, ИНН 6915006545 ОГРН 1046916009304 (далее - Инспекция, налоговый орган), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному предпринимателю Королеву Юрию Николаевичу, ИНН 030903428445, ОГРНИП 319695200052844 (далее - предприниматель), о взыскании 15 000 руб. неосновательного обогащения в виде полученной субсидии по постановлению Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 976).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 25.05.2022 (мотивированное решение изготовлено 27.06.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.08.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 27.06.2022 и постановление от 31.08.2022, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно отказали в заявленных требованиях, на стороне предпринимателя возникло неосновательное обогащение, так как не соблюдены условия предоставления субсидии (имелась задолженность на 01.06.2020); суды не учли, что на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии предприниматель был осведомлен о несоответствии документов условиям для включения в реестр.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, 17.07.2020 предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 976.
Предпринимателем получена субсидия в сумме 15 000 руб.
Впоследствии налоговым органом в ходе мониторинга установлено, что предпринимателем получена субсидия без соответствующих на то оснований, в связи с чем в его адрес направлено уведомление от 16.07.2021 N 05-10/09199 с требованием о возврате субсидии.
Неисполнение требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно отказали в заявленных требованиях, на стороне предпринимателя возникло неосновательное обогащение, так как не соблюдены условия предоставления субсидии (имелась задолженность на 01.06.2020); суды не учли, что на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии предприниматель был осведомлен о несоответствии документов условиям для включения в реестр.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Между тем в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Таким образом, для возврата субсидии в судебном порядке необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров. Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Правил N 976).
Субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1 (реестр получателей субсидии), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил (пункт 2 Правил N 976).
Пунктом 3 Правил N 976 определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, включая условие о том, что у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления) (подпункт "д").
Пунктом 5 Правил N 976 установлен размер субсидии, который определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 руб. и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 руб. на количество работников в мае 2020 года. Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность указанной информации несет получатель субсидии.
В силу пункта 6 Правил N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Данной нормой предусмотрено, что именно налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе и в случае нарушения условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, отказывает в ее предоставлении (пункт 7 Правил N 976).
В силу пункта 8 Правил N 976 только в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии Федеральная налоговая служба в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 названных Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 976 в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, лицо, претендующее на получение субсидии, отвечает лишь за недостоверность сведений о количестве работников, которое указано в форме "Сведения о застрахованных лицах" (отчетности индивидуального (персонифицированного) учета).
Все иные условия получения субсидии устанавливаются самим налоговым органом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприниматель в установленном Правилами N 976 порядке обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа. На момент рассмотрения его заявления налоговым органом сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии, предпринимателем получена субсидия в сумме 15 000 руб.
Доказательства искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, позволяющего на основании пункта 12 Правил N 976 возвратить субсидию в федеральный бюджет, Инспекцией не представлено, равно как и не доказан факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Как указывает сам податель жалобы, суммы недоимки возникли по сроку уплаты 31.12.2019, соответственно, налоговый орган должен был знать об этой задолженности на момент подачи предпринимателем заявления о предоставлении субсидии 17.07.2020.
Предоставление Инспекцией субсидии не связано с подачей искаженных сведений самим предпринимателем, поскольку данные о наличии либо отсутствии недоимки в соответствии с пунктом 6 Правил N 976 устанавливались самим налоговым органом на основании имеющейся у него информации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно не усмотрели недобросовестности в действиях предпринимателя при подаче заявления о предоставлении субсидии, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А66-3173/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.