19 декабря 2022 г. |
Дело N А21-915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суд от 11.08.2022 по делу N А21-915/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление) об обязании ответчика принять в федеральную собственность объект недвижимости - гидротехническое сооружение Гидроузел - земляная дамба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", ФГБВУ "Центррегионводхоз", ГБУ КО "Балтберегозащита", Администрация МО "Нестеровский городской округ".
Решением суда первой инстанции от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2022, на Управление возложена обязанность в течение 90 дней с даты вступления решения в законную силу принять в федеральную собственность объект недвижимости гидротехническое сооружение Гидроузел - земляную дамбу, донный водовыпуск, протяженностью 483 м, адрес (местонахождение объекта): Российская Федерация, Калининградская область, Нестеровский район, кадастровый номер объекта 39:08:000000:651.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на реке Лепона возле пос. Некрасова Нестеровского района Калининградской области находится гидротехническое сооружение гидроузел - земляная дамба, донный водовыпуск, протяженностью 483 метра, находящаяся ориентировочно на 1,44 км реки Лепона.
18.09.2017 Администрация МО "Нестеровский городской округ" поставила сооружение на учет в Росреестре под кадастровым номером 39:08:000000:651 как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Вступившим в законную силу решением Нестеровского районного суда Калининградской области от 26.02.2021 по делу N 2-4/2021 (2-217/2020) отказано в удовлетворении требований прокурора Нестеровского района Калининградской области об обязании Администрации МО "Нестеровский городской округ" подготовить документацию и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение ввиду отсутствия в законодательстве обязанности органа местного самоуправления по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, которые могут быть как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, при этом спорное сооружение является трансграничным объектом, поскольку расположено одновременно на территории двух государств (Российской Федерации и Литовской Республики), находится в закрытой приграничной зоне, доступ к нему ограничен, при этом согласно пункту 11 статьи 11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2017 N 26, Министерство реализует полномочия в области безопасности гидротехнических сооружений, установленные статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Суду не были представлены сведения о том, что спорное сооружение было выстроено администрацией МО "Нестеровский городской округ" либо ее предшественником с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствовало бы о праве собственности администрации на сооружение.
Министерство обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, получив отказ Управления от принятия сооружения в федеральную собственность ввиду отказа филиала "Балтводхоз" и ФБУ "Администрация Волго-Балт" принять сооружение в оперативное управление.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (часть 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации; далее - ВК РФ).
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (часть 11 статьи 1 ВК РФ).
В данном случае имеется гидравлическая связь между спорным сооружением и рекой Лепона, функционирование водохранилища без сооружения невозможно, гидротехническое сооружение входит в водохозяйственную систему, созданную для образования водохранилища, у спорного гидротехнического сооружения отсутствует самостоятельное функциональное назначение.
Поскольку река Лепона в силу части 1 статьи 8 ВК РФ находится в федеральной собственности, следовательно, спорное гидротехническое сооружение, неразрывно связанное с данным водным объектом, также относится к федеральной собственности.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций о принадлежности спорного объекта к федеральной форме собственности правильными, основанными на верном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суд от 11.08.2022 по делу N А21-915/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Нестеровского районного суда Калининградской области от 26.02.2021 по делу N 2-4/2021 (2-217/2020) отказано в удовлетворении требований прокурора Нестеровского района Калининградской области об обязании Администрации МО "Нестеровский городской округ" подготовить документацию и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение ввиду отсутствия в законодательстве обязанности органа местного самоуправления по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, которые могут быть как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, при этом спорное сооружение является трансграничным объектом, поскольку расположено одновременно на территории двух государств (Российской Федерации и Литовской Республики), находится в закрытой приграничной зоне, доступ к нему ограничен, при этом согласно пункту 11 статьи 11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2017 N 26, Министерство реализует полномочия в области безопасности гидротехнических сооружений, установленные статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Суду не были представлены сведения о том, что спорное сооружение было выстроено администрацией МО "Нестеровский городской округ" либо ее предшественником с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствовало бы о праве собственности администрации на сооружение.
...
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (часть 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации; далее - ВК РФ).
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (часть 11 статьи 1 ВК РФ).
...
Поскольку река Лепона в силу части 1 статьи 8 ВК РФ находится в федеральной собственности, следовательно, спорное гидротехническое сооружение, неразрывно связанное с данным водным объектом, также относится к федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2022 г. N Ф07-18601/22 по делу N А21-915/2022