21 декабря 2022 г. |
Дело N А44-1776/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
при участии от Прокуратуры Новгородской области Котовой Е.А. (по удостоверению),
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пестовского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А44-1776/2022,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Новгородской области, адрес: 173001, Новгородская обл., Великий Новгород, Новолучанская ул., д. 11, ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221 (далее - Прокурор), обратился в Арбитражный суд Новгородской области в публичных интересах муниципального образования Пестовского муниципального района с иском к администрации Пестовского муниципального района, адрес: 174510, Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, Советская ул., д. 10, ОГРН 1025300653377, ИНН 5313000939 (далее - Администрация), и к обществу с ограниченной ответственностью "Память", адрес: 174510, Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, Советская ул., д. 30, кв. 5, ОГРН 1155321004662, ИНН 5313003190 (далее - Общество), о признании недействительным договора на оказание ритуальных услуг (гарантированный перечень услуг по погребению) по погребению на территории Пестовского городского поселения от 24.06.2019, заключенного между Администрацией и Обществом.
Решением суда первой инстанции 01.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы утверждает, что заключенный по итогам открытого конкурса договор на оказание части услуг по погребению умерших согласно гарантированному перечню не противоречит действующему законодательству. Администрацией были соблюдены требования антимонопольного законодательства. Кроме того, создание муниципального хозяйствующего субъекта - специализированной организации по вопросам похоронного дела повлечет за собой дополнительные затраты из местного бюджета. Администрация считает, что она правомерно определила специализированную службу по итогам открытого конкурса.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержала доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведения открытого конкурса по отбору организаций для оказания ритуальных услуг по погребению в соответствии с протоколом от 11.06.2019 N 1 между Администрацией (заказчиком) и Обществом (исполнителем) 24.06.2019 заключен договор на оказание ритуальных услуг (гарантированный перечень услуг о погребению) по погребению на территории Пестовского городского поселения (далее - Договор), по условиям которого исполнитель обязуется предоставить гарантированный перечень услуг по погребению на территории Пестовского городского поселения, а также принять на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела и осуществлять захоронения в соответствии с действующим законодательством и технической частью, являющейся неотъемлемой частью Договора.
Исполнитель также обязан гарантировать каждому жителю Пестовского городского поселения право на погребение с учетом его волеизъявления и предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (пункт 3.1.13 Договора).
Согласно пункту 3.2.1. Договора исполнитель имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по гарантированному перечню. Для этого исполнителю необходимо установить договорные отношения с "Управлением Пенсионного фонда России в Пестовском районе Новгородской области" - на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти; на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии); с "Новгородским Региональным отделением Фонда социального страхования РФ" - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; с государственным казенным областным учреждением "Центр социального обслуживания и выплат" - на погребение умерших, которые не работали и не являлись пенсионерами, на погребение родившихся мертвыми детей по истечении 154 дней беременности, на погребение умерших, личность которых не установлена, и умерших, которые не имеют родственников.
В приложении N 1 (раздел II) к Договору определен следующий перечень оказываемых исполнителем услуг: оформление документов, необходимых для погребения, изготовление и предоставление гроба и других предметов, необходимых для погребения, в том числе для облачения тела; облачение тела; перевозка тела (останков) умершего на кладбище, погребение и захоронение.
Посчитав, что Договор не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает публичные интересы, Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании Договора недействительным.
Суд первой инстанции признал Договор, заключенный между Администрацией и Обществом, недействительным (ничтожным).
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полномочия Прокурора на обращение в суд с настоящим иском судом первой инстанции установлены.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 23 части 1 статьи 16).
ГОСТ 32609-2014, введенный в действие 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Федеральный Закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 и статьей 29 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает близким родственникам (иным родственникам), взявшим на себя обязанность осуществить погребение, гарантированный законом перечень услуг по погребению, содержащийся в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
В целях выполнения Закона N 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ N 1001), пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа N 1001.
Погребение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, связанные с погребением умерших.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным Законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ) и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 Закона N 8-ФЗ).
Как верно установлено судами, институт специализированных служб создан в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3.
Суд кассационной инстанции признает правомерными выводы судов о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе), которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, определенной на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
В связи с этим суды обоснованно признали наделение Общества статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречащим действующему законодательству, нарушающим установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Поскольку органы местного самоуправления обязаны соблюдать требования законодательства, доводы Администрации о дополнительных бюджетных расходах, связанных с созданием муниципального хозяйствующего субъекта - специализированной организации по вопросам похоронного дела, также подлежат отклонению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Администрации.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А44-1776/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Пестовского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно установлено судами, институт специализированных служб создан в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2022 г. N Ф07-17766/22 по делу N А44-1776/2022