21 декабря 2022 г. |
Дело N А56-98762/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" Паутова В.В. (доверенность от 26.11.2021), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Софяна Б.С. (доверенность от 11.11.2021),
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А56-98762/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", адрес: 198504, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Петергофская, д. 11, ОГРН 1027808918301, ИНН 7819019448 (далее - Учреждение), 5 506 265 руб. 61 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 603 255 руб. неустойки за период просрочки с 18.02.2021 по 16.09.2021, а также неустойки по пунктам 6.4 статьей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), начисленной с 17.09.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2022 решение суда от 26.05.2022 отменено. Исковые требования удовлетворены частично; с Учреждения в пользу Водоканала взыскано 5 506 265 руб. 61 коп. задолженности, 1 637 690 руб. 46 коп. неустойки по 31.03.2022. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятое по делу постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что апелляционным судом не дана оценка акту расчетов между Водоканалом и Учреждением за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 по состоянию на 18.01.2021, в соответствии с которым сторонами по договору в целом подтверждено наличие 15 687 272 руб. 30 коп. задолженности. Указанная сумма также установлена условиями дополнительного соглашения N 2 к договору. Учреждение данную сумму оплатило, окончательный расчет по договору произведен 16.03.2021, что подтверждается представленной в арбитражный суд выпиской из лицевого счета получателя от 16.03.2021 N 0630098.
Также заявитель ссылается на поручения вице-губернатора, полученные в ходе совещания 07.07.2020 о вопросе платы за негативное воздействие.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Водоканала возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Водоканалом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонент) заключен договор водоотведения от 20.03.2020 N 21-108150-ПС-ВО (далее - Договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоотведения (пункт 6 Договора).
Согласно пункту 7 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644)):
- 30 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
- оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактически оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", окажется меньше объема сточных вод, за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 9 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонент в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что в нарушение условий Договора Учреждением не производится оплата за предоставленные услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, по платежным документам, указанным в расчете задолженности, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции, требования удовлетворил частично, отказав во взыскании неустойки на будущее время.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил факт оказания Водоканалом Учреждению услуг водоотведения, их объем и стоимость, наличия обязанности по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за спорный период, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о возникновении на стороне Учреждения спорной задолженности.
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае, если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В рассматриваемом деле Учреждение не подавало декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение от 16.12.2020 N АКПИ20-722 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации постановлением от 22.05.2020 N 728.
В указанном решении отмечается, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73, применительно к положениям пункта 123(4) законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Возражая против заявленных требований, ответчик контррасчет не представил.
Ссылка подателя жалобы на поручения вице-губернатора, полученные в ходе совещания от 07.07.2020, подлежит отклонению, поскольку плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не была предметом рассмотрения указанного совещания.
Доводы подателя жалобы, со ссылкой на дополнительное соглашение N 2 к Договору, также подлежат отклонению, поскольку целью заключения дополнительного соглашения N 2 к Договору являлось урегулирование вопросов, связанных с оплатой объемов поверхностных сточных вод сверх лимитов, выделенных бюджетных средств.
Исходя из системного толкования положений статей 1102, 1105 ГК РФ, статьи 2 Закона N 416-ФЗ, пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" от 05.05.1997 N 14, статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует вывод о недопустимости создания ситуации, при которой фактически услуги водоотведения организацией оказаны, но абонент освобождается от их оплаты.
Установив, что Учреждение не представило доказательств оплаты задолженности по Договору, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требования Водоканала в части основного долга являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Водоканалом заявлено требование о взыскании с Учреждения 603 255 руб. неустойки за период просрочки с 18.02.2021 по 16.09.2021, а также неустойки по пунктам 6.4 статьей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, начисленной с 17.09.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Установив, что ответчик нарушил сроки оплаты за предоставленные услуги на прием сточных вод и загрязняющих веществ, суд первой инстанции признал требования о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
При этом удовлетворяя требования Водоканала, суд первой инстанции правомерно исходил из ставки в размере 6,75%, которая действовала на момент вынесения решения.
В свою очередь, отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки с 01.04.2022, начисленной на основании пунктов 6.4 статьей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ и пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) введен мораторий на начисление финансовых санкций.
Выводы суда апелляционной инстанции в части применения Постановления N 497 ответчиком не оспариваются. Истец кассационную жалобу не подавал.
С учетом доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А56-98762/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что ответчик нарушил сроки оплаты за предоставленные услуги на прием сточных вод и загрязняющих веществ, суд первой инстанции признал требования о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
При этом удовлетворяя требования Водоканала, суд первой инстанции правомерно исходил из ставки в размере 6,75%, которая действовала на момент вынесения решения.
В свою очередь, отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки с 01.04.2022, начисленной на основании пунктов 6.4 статьей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ и пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) введен мораторий на начисление финансовых санкций."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2022 г. N Ф07-21233/22 по делу N А56-98762/2021