22 декабря 2022 г. |
Дело N А42-10748/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области Кожевникова В.Ю. (доверенность от 07.12.2022),
рассмотрев 19.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу N А42-10748/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кредо", адрес: 184020, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, пгт. Зеленоборский, Полярная ул., стр. 31А, ОГРН 1155190015881, ИНН 5102000714 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100169773, ИНН 5190126978 (далее - Министерство), от 22.11.2021 N 163 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, применив статью 2.9 КоАП РФ, поскольку в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) по неустановленной причине зафиксированы отрицательные значения наличия алкогольной продукции, несмотря на то, что такая продукция Обществу не поступала, им не принималась и не реализовывалась. При этом никаких негативных последствий данные показатели не повлекли, поскольку контроль за оборотом алкогольной продукции не был ослаблен, непосредственно сам этот оборот продукции не был нарушен, угроза причинения сложившейся ситуацией какого-либо вреда личности, обществу или государству отсутствовала. Вся поставленная Обществу алкогольная продукция реализована без нарушения, ранее к административной ответственности Общество не привлекалось. Кроме того, податель жалобы указывает на существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, что выразилось в том, что протокол осмотра помещений (магазина) от 14.10.2021 был составлен в отсутствие законного представителя Общества, а проверка Общества была инициирована на основании служебной записки.
В судебном заседании представитель Министерства возразил против доводов кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 18.10.2021 регистрационный N 51РПА0000851 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресам: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, п.г.т. Зеленоборский, Шоссейная ул., д. 2Г (далее - Адрес N 1); Мурманская обл., Кандалакшский р-н, п.г.т. Зеленоборский, Полярная ул., д. 31А (далее - Адрес N 2).
По результатам анализа сведений, содержащихся в ЕГАИС, 30.09.2021 установлено несоответствие остатков алкогольной продукции, содержащихся в данной системе, а именно: согласно сведениям ЕГАИС по состоянию на 30.09.2021 в указанных торговых объектах Общества числится алкогольная продукция с отрицательным балансом. Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 04-08/170-2021 и проведения административного расследования.
В рамках дела об административном правонарушении (определение от 14.10.2021 N 1 по делу N 04-08/170-2021) Министерством 14.10.2021 проведен осмотр торговых объектов Общества, по результатам которого в протоколе осмотра зафиксировано, что по Адресу N 1 расположен торговый объект Общества. Объект расположен в нежилом, одноэтажном здании, оборудован витринами и прилавками, на которых выставлена продукция с оформленными ценниками.
В целях установления надлежащего учета оборота алкогольной продукции была проведена сверка остатков алкогольной продукции, числящейся по сведениям в ЕГАИС, с фактическими остатками алкогольной продукции, непосредственно находящейся в торговом зале объекта Общества. По результатам сверки установлено несоответствие сведений, числящихся в системе ЕГАИС, фактическим остаткам. В общей сложности несоответствие фактически находящейся на хранении продукции со сведениями ЕГАИС выявлено по 25-ти наименованиям алкогольной продукции.
По Адресу N 2 расположен торговый объект Общества. Объект расположен в нежилом, одноэтажном здании, оборудован витринами и прилавками, на которых выставлена продукция с оформленными ценниками. В целях установления надлежащего учета оборота алкогольной продукции была проведена сверка остатков алкогольной продукции, числящейся в ЕГАИС, с фактическими остатками алкогольной продукции, непосредственно находящейся в торговом зале объекта Общества.
По результатам сверки установлено несоответствие сведений, числящихся в системе ЕГАИС, фактическим остаткам. В общей сложности несоответствие фактически находящейся на хранении продукции со сведениями ЕГАИС выявлено по 25-ти наименованиям алкогольной продукции.
Таким образом, установлено, что в нарушение Правил функционирования ЕГАИС, Порядка учета объема оборота алкогольной продукции Обществом не осуществлялся надлежащий учет объема оборота алкогольной продукции, в связи с чем Обществом представлялись в ЕГАИС недостоверные сведения об объеме оборота алкогольной продукции.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, 09.11.2021 Министерство составило протокол N 230 об административном правонарушении и 22.11.2011 вынесло оспариваемое постановление о назначении штрафа в размере 75 000 руб. (в два раза ниже минимального размера санкции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав доказанными событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрев нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ либо замены административного наказания на предупреждение.
Суд апелляционной инстанций выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 14.19 КоАП РФ противоправным признается, в том числе, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборотом алкогольной продукции считается закупка (в том числе импорт), поставка, хранение, перевозка и розничная продажа.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 19 Правил ведения и функционирования ЕГАИС, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466, организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, представляют в ЕГАИС сведения о закупке и списании алкогольной продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2 Порядка заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков торговом зале предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт списания продукции.
Пунктом 3.2 Порядка установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о выявленных излишках алкогольной продукции в рамках поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт выявления излишков.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка заявка о фиксации в ЕГАИС информации о выявленной недостаче алкогольной продукции в рамках поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт выявления недостачи.
Согласно пункту 8.2 Порядка заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте постановки на баланс продукции в торговом зале предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного, подтверждающего факт постановки продукции на баланс.
Пунктом 14.2 Порядка установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС сведений о перемещении алкогольной продукции в торговый зал представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) в течение рабочего дня, в котором осуществлено перемещение алкогольной продукции в торговый зал со склада на основании первичных учетных документов, подтверждающих факт перемещение алкогольной продукции в торговый зал со склада.
ЕГАИС в обязательном порядке должна содержать точные и достоверные сведения, поскольку является федеральной государственной информационной системой.
Суды, исследовав материалы дела, обоснованно пришли к выводу о доказанности вмененного Обществу правонарушения. Виновность Общества суды двух инстанций посчитали доказанной (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Общество не представило доказательств объективной невозможности предотвращения и немедленного устранения выявленного нарушения, только 19.11.2021 поступило его заявление об исключении из ЕГАИС соответствующих сведений.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Суды двух инстанций не установили нарушений порядка осмотра помещений и фиксации правонарушения, при осмотре в присутствии продавцов использовалась видеозапись, в связи с чем участие понятых не требовалось (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ), достоверность сведений протокола осмотра Обществом не оспаривается. Более того, нарушения подтверждены сведениями ЕГАИС.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) либо замены наказания с административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется. Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной общественной опасностью. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ надлежаще мотивированы, учтены характер, объект посягательства совершенного правонарушения, особо охраняемые государством общественные отношения в части требований достоверности и полноты отображаемых в ЕГАИС сведений.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 65-71, 210 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу N А42-10748/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций не установили нарушений порядка осмотра помещений и фиксации правонарушения, при осмотре в присутствии продавцов использовалась видеозапись, в связи с чем участие понятых не требовалось (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ), достоверность сведений протокола осмотра Обществом не оспаривается. Более того, нарушения подтверждены сведениями ЕГАИС.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) либо замены наказания с административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется. Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной общественной опасностью. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ надлежаще мотивированы, учтены характер, объект посягательства совершенного правонарушения, особо охраняемые государством общественные отношения в части требований достоверности и полноты отображаемых в ЕГАИС сведений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2022 г. N Ф07-16319/22 по делу N А42-10748/2021