22 декабря 2022 г. |
Дело N А56-17299/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Софийская звезда" Шевченко И.В. (доверенность от 24.11.2020),
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Софийская звезда" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А56-17299/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Софийская Звезда", адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 37, корп. 2, кв. 4-Н, ОГРН 1077800029780, ИНН 7816240320 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления по Фрунзенскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу, адрес: 192102,Санкт-Петербург, Средняя ул., д. 3, лит. А (далее - Управление), от 28.12.2021 N 42-1-949/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Товарищество указывает, что оно не производило перепланировку спорных помещений; обязанность привести помещения в прежнее состояние жилищным законодательством возложена на собственников, осуществивших перепланировку; управляющая организация не вправе демонтировать перегородки, установленные жильцами дома возле своих квартир. В связи с этим Товарищество считает, что оспариваемое предписание является недействительным, поскольку возлагает на заявителя обязанность, не предусмотренную действующим законодательством.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании решения от 10.12.2021 N 42-1-949 в целях проверки исполнения ранее выданного предписания в отношении Товарищества, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 37, к. 2, лит. А (далее - МКД), провело внеплановую выездную проверку, в ходе которой установило нарушение требований пожарной безопасности, а именно изменение объемно-планировочных решений (установлены непроектные перегородки жильцами дома возле своих квартир), в результате которого уменьшилась зона действия системы дымоудаления возле квартир N 6-7, 60-61, 93-96, 105-112, 117-120, 125-128, 133-136, 141-148, 154-157, 167-168, 173-174, 191-192, 207-208, 237-240, 286-287, 298-300, 302-306, 316-318, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 1479).
По результатам проверки Управление составило акт от 28.12.2021 N 42-1-949 и выдало Товариществу предписание от 28.12.2021 N 42-1-949/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, констатировав законность оспариваемого предписания, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Товарищества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила N 1479 определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Судами установлено, что в МКД допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно изменение объемно-планировочных решений путем установления непроектных перегородок жильцами дома возле своих квартир, в результате которого уменьшилась зона действия системы дымоудаления возле квартир, перечисленных в оспариваемом предписании.
Установив, что управление данным многоквартирным домом осуществляет Товарищество, суды пришли к правильному выводу, что именно оно является ответственным лицом, отвечающим за содержание общего имущества МКД, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как справедливо отмечено судами, то обстоятельство, что перегородки установлены собственниками жилых помещений МКД, а Товарищество без согласия собственников помещений не вправе приводить их в прежнее состояние, не свидетельствует о незаконности предписания, поскольку выбор механизма исполнения предписания оставлен Управлением на усмотрение заявителя, при этом демонтаж перегородок не является единственным способом исполнения предписания.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Управлением при наличии достаточных фактических и правовых оснований. Предписание соответствует закону и не нарушает права Товарищества, поскольку не возлагает на него дополнительных обязанностей помимо установленных законом, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А56-17299/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Софийская звезда" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Софийская Звезда", адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 37, корп. 2, кв. 4-Н, ОГРН 1077800029780, ИНН 7816240320, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.09.2022 N 204.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2022 г. N Ф07-18469/22 по делу N А56-17299/2022