20 декабря 2022 г. |
Дело N А42-7887/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А.,
рассмотрев 20.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А42-7887/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Норебо РУ", адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 43, оф. 201, ИНН 5190908693, ОГРН 1095190010618 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15 (далее - Таможня, таможенный орган), от 19.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10207000-708/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 26.05.2022 требования заявителя удовлетворены в части признания незаконным и отмене постановления Таможни, в отношении требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении суд первой инстанции производство по делу прекратил.
Постановлением апелляционного суда от 02.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 26.05.2022 и постановление от 02.09.2022 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в требованиях.
По мнению подателя жалобы, срок давности привлечения к ответственности не пропущен таможенным органом, так как нарушение является длящимся и окончено при отправлении Обществом отчета в таможенный орган.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 12.07.2021 Обществом подана и зарегистрирована в электронном виде с заверением электронной подписью заявителя статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ЕВ20210712170244439 и присвоенным регистрационным номером 10207000/120721/С944186 в отношении товаров, поступивших в адрес заявителя в апреле 2020 года из Республики Беларусь.
В статистической форме N 10207000/120721/С944186 были указаны следующие сведения:
в графе "Отчетный период" - 04.2020;
в графе "Дата заполнения документа" - 12.07.2021.
Статистическая форма с системным номером ЕВ20210712170244439 была аннулирована заявителем 13.07.2021 с использованием электронной подписи. В ячейке "Комментарий при аннулировании" заявителем указано: "Аннулировано: 10207000/120721/С944186; Примечание: Замена информации в Гр. 12. "Наименование товара". Взамен подана статистическая форма с системным номером ЕВ20210713112727633 и присвоенным регистрационным номером 10207000/130721/С951979. В графе "Номер аннулируемой статистической формы" проставлено: 10207000/120721/С944186.
В статистической форме N 10207000/130721/0951979 были указаны следующие сведения:
в графе "Отчетный период" - 04.2020;
в графе "Дата заполнения документа" - 13.07.2021.
Статистическая форма с системным номером ЕВ20210712112727633 была аннулирована заявителем 14.07.2021 с использованием электронной подписи. В ячейке "Комментарий при аннулировании" заявителем указано: "Аннулировано: 10207000/130721/С951979; Примечание: Изменение информации в гр.19". Взамен подана статистическая форма с системным номером ЕВ20210714083936876 и присвоенным регистрационным номером 10207000/140721/С965743. В графе "Номер аннулируемой статистической формы" проставлено: 10207000/130721/С951979.
В статистической форме N 16207000/140721/С965743 были указаны следующие сведения:
в графе "Отчетный период" - 04.2020;
в графе "Дата заполнения документа" - 14.07.2021.
По результатам проведенного контроля представления статистических форм учета перемещения товаров в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза за апрель 2020 года, Таможней 12.07.2021 установлен факт представления Обществом указанных сведений о поступивших из республики Беларусь товарах по внешнеторговому договору от 20.01.2020 N 5В/2020, товарной накладной от 15.04.2020 N 1566873, счету-фактуре от 15.04.2020 N 10, (статистическая форма N 10207000/120721/С944186), тогда как следовало ее представить до 21.05.2020.
Статистическая форма с регистрационным N 10207000/120721/С9442186 была аннулирована Обществом 13.07.2021, взамен данной статформы была представлена статформа N 10207000/130721/С951979, которая впоследствии (14.07.2021) также была аннулирована Обществом (взамен представлена статформа N 10207000/140721/С965743).
Установив данные обстоятельства, таможенный орган пришел к выводу о нарушении Обществом действовавших на тот период Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила N 1329), в связи с чем 29.07.2021 в отношении Общества составил протокол N10207000-708/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 19.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10207000-708/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в части признания постановления незаконным и его отмене, посчитав, что таможенным органом пропущен срок давности привлечения к ответственности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329, статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 9 новых Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 и действующих с 24.07.2020, этот срок увеличен с 8 рабочих дней до 10 рабочих дней соответствующего календарного месяца.
С учетом пункта 16 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В данном случае таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества о вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По мнению подателя жалобы, срок давности привлечения к ответственности не пропущен таможенным органом, так как нарушение является длящимся и окончено при отправлении Обществом отчета в таможенный орган.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации относительно непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Как видно из материалов дела, правонарушение совершено в форме бездействия, срок исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы нормативно определен, соответственно, отсутствуют основания считать правонарушение длящимся, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что поступившие из Республики Беларусь товары были получены Обществом -15.04.2020 по накладной N 1566873, следовательно, соответствующая статформа должна была быть направлена в таможенный орган не позднее 21.05.2020 (включительно).
Следовательно, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 21.05.2021, однако административное дело рассмотрено лишь 19.08.2021, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа вынесено по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Следовательно, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали незаконным постановление Таможни.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А42-7887/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что поступившие из Республики Беларусь товары были получены Обществом -15.04.2020 по накладной N 1566873, следовательно, соответствующая статформа должна была быть направлена в таможенный орган не позднее 21.05.2020 (включительно).
Следовательно, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 21.05.2021, однако административное дело рассмотрено лишь 19.08.2021, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа вынесено по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
...
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А42-7887/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2022 г. N Ф07-20455/22 по делу N А42-7887/2021