20 декабря 2022 г. |
Дело N А13-31/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А.,
рассмотрев 20.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу N А13-31/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент физической культуры и спорта Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1103525003251, ИНН 3525237132 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Предтеченская ул., д. 10, ОГРН 1033500037757, ИНН 3525043546 (далее - Управление), от 30.09.2021 N 30-12-29/21-4817.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное учреждение физической культуры и спорта Вологодской области "Спортивная школа олимпийского резерва "Витязь" (далее - Школа).
Решением суда от 01.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 22.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 01.07.2022 и постановление от 22.09.2022 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в требованиях.
По мнению подателя жалобы, представление неправомерно признано недействительным, Департамент нарушил бюджетное законодательство, нарушены условия предоставления субсидий, так как не обеспечено оснащение объекта оборудованием в части создания, модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, спортивно-технологическое оборудование не смонтировано.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 21.06.2021 N 163о/д (в редакции приказа от 15.07.2021 N 189о/д) Управлением проведена выездная проверка Департамента по вопросу предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", по результатам проверки составлен акт от 13.08.2021.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушением, выразившемся в не обеспечении оснащения объекта спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, Управление выдало Департаменту представление от 30.09.2021 N 30-12-29/21-4817 о необходимости принять меры по устранению нарушения на сумму 37 629 981 руб. 78 коп., а также причин и условий нарушения в течение 75 календарный дней со дня получения представления.
Департамент оспорил представление в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав, что им выполнены условия предоставления субсидии ввиду закупки необходимого оборудования, сроки реализации национального проекта и подрядных работ по модернизации не момент принятия представления еще не истекли.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
Согласно статье 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 данного пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 данного пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 БК РФ) из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 данного пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
По мнению подателя жалобы, представление неправомерно признано недействительным, Департамент нарушил бюджетное законодательство, нарушены условия предоставления субсидий, так как не обеспечено оснащение объекта оборудованием в части создания, модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, спортивно-технологическое оборудование не смонтировано.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", в рамках которой реализуются, в том числе мероприятия федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
Приложение N 3 Государственной программы содержит перечень основных мероприятий в составе подпрограмм, в числе одного из направлений предусмотрена закупка искусственных покрытий для футбольных полей.
Министерством спорта Российской Федерации (далее - Минспорт) и Правительством Вологодской области (далее - Субъект) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 N 777-08-2019-126 (далее - Соглашение N 777-08-2019-126).
К Соглашению N 777-08-2019-126 заключены дополнительные соглашения от 18.06.2019 N 777-08-2019-126/1, от 22.12.2019 N 777-08-2019-126/2 (далее - дополнительные соглашения N 777-08-2019-126/1 и 777-08-2019-126/2).
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений N 777-08-2019-126/1 и 777-08-2019-126/2) его предметом является предоставление из федерального бюджета на 2019 финансовый год, на 2020 финансовый год и плановый период 2021 -2022 годов бюджету Вологодской области субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минспорту как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета: 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1383552280, вид расходов 521; 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1213552280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" подпрограмм "Развитие физической культуры и спорта и массового спорта", "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-126 установлено, что предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результата(ов) федерального проекта по Субъекту (далее - результат(ы) регионального проекта) согласно приложениям N 1 и 2 к Соглашению N 777-08-2019-126, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1103 "О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014-2020 годы", протоколом совета при Губернаторе Вологодской области по стратегическим направления развития от 13.12.2018.
В силу пункта 2.1 Соглашения N 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Вологодской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2019 году 100 808 200 руб., в 2020 году - 59 058 958 руб. 34 коп.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения Субъект обязуется обеспечить достижение значения (ий) результата (ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
В разделе IV Соглашения N 777-08-2019-126 указаны иные условия, среди которых в подпункте 3 пункта 6.1.2 определено, что показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляет субсидия, является количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - 1.
В пункте 2.2 Соглашения N 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений) определено, что общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Вологодской области в соответствии с Соглашением N 777-08-2019-126 исходя из уровней софинансирования, выраженных в процентах от объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации (исходя из уровня софинансирования, выраженного в процентах по каждому отдельному результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2019 году не более 96 775 900 руб., в 2020 году не более 56 696 600 руб.
В приложении N 1 к Соглашению N 777-08-2019-126 "Значения результатов регионального этапа" в качестве результата регионального проекта указано "поставлены комплекты спортивного оборудования", тип результата "Закупка оборудования или услуг".
В приложении N 2 к Соглашению N 777-08-2019-126 "Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" в качестве результата регионального проекта указано "поставлены комплекты спортивного оборудования".
В целях исполнения Соглашения N 777-08-2019-126 Департаментом и Школой заключено соглашение от 01.04.2019 N 7 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение N 7), сроком действия до 31.12.2019.
Соглашением N 7 определены порядок и условия предоставления Департаментом Школе субсидии в размере 41 666 637 руб. 50 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000 000 руб., 1 666 637 руб. 50 коп. за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы 1 государственной программы N 1103 (основное мероприятие 1.6 "Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием") на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками.
Школой (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Контактор" (поставщиком, далее - ООО "Контактор") заключен государственный (муниципальный) контракт от 03.06.2019, по условиям которого поставщик обязался поставить заказчику комплект спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплекта для подогрева футбольного поля.
Цена контракта составила 39 197 870 руб. 25 коп., в том числе НДС 20%. Финансирование поставки осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета Российской Федерации в сумме 37 629 981 руб. 78 коп. и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 1 567 888 руб. 47 коп.
По актам приема-передачи на общую сумму 39 197 870 руб. 25 коп. товар передан заказчику. Платежным поручением от 28.01.2020 N 2 Школой осуществлен возврат Субсидии в Департамент в сумме 2 370 018 руб. 22 коп. на основании Соглашения N 7.
Департамент платежным поручением от 17.02.2020 N 739419 осуществил возврат субсидии прошлых лет на закупку спортивно-технологического оборудования для модернизации футбольных полей с искусственным покрытием в сумме 2 370 018 руб. 22 коп.
Согласно отчету о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2020 в качестве результата регионального проекта отражено "Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)"; тип результата - "Приобретение товаров, работ, услуг"; значение результата (дата достижения результата): план (25.12.2019) - 13; факт (25.12.2019) - 13.
Как правильно установлено судами, разделом 3 паспорта регионального проекта, утвержденного Советом при Губернаторе области по стратегическим направлениям развития (протокол от 13.12.2018) "Задачи и результаты регионального проекта", в графе "Наименование задачи, результатов" указано "поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)", в графе "характеристика результата" указано "Вологодской области предоставлены субсидии из федерального бюджета на закупку спортивного оборудования для создания малых спортивных форм на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и обустройства искусственных полей", в графе "тип результата" указано "приобретение товаров, работ, услуг".
Следовательно, апелляционный суд обоснованно отметил, что согласно буквальному толкованию характеристик результата предоставления субсидий следует, что они предоставлены на закупку оборудования для создания форм на базе центров ГТО и обустройства искусственных полей, чему соответствует и тип результата - приобретение товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Правила N 302), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе по направлению: создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил N 302 оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется Минспортом путем сравнения плановых и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации показателей результативности (результатов) использования субсидии. При получении субсидии по направлению, указанному в подпункте "в" пункта 1 Правил показателем является количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.
В целях исполнения всех вышеуказанных требований Правительством Вологодской области и Минспортом заключено Соглашение о реализации регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Вологодская область)" на территории Вологодской области от 30.01.2019 N 777-2019-350033-1.
Приложением 2 к данному соглашению установлен результат федерального проекта по субъекту Российской Федерации (пункт 13) "Поставлены комплекты спортивного оборудования", тип результата по данному показателю установлен "Закупка оборудования или услуг" (том 1, листы 137-145).
Как установлено судами, в 2019 году в рамках федерального проекта в Вологодской области поставлено 1 искусственное покрытие для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.
Суды правильно отметили, что срок реализации национального проекта "Спорт - норма жизни" 31.12.2024. Школой с обществом с ограниченной ответственностью "Строительное монтажное управление Вологдагражданстрой" (далее - ООО "СМУ Вологдагражданстрой") заключен государственный контракт от 10.07.2020 N 1030200000420000004 на выполнение подрядных работ по комплексной модернизации инфраструктуры стадиона "Витязь" со строительством трибун на 1500 мест, плоскостных сооружений, инженерных коммуникаций и благоустройством, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, дом 44а (далее - Контакт).
Начало выполнения работ по Государственному контракту - в течение 10 дней с даты подписания. Окончание выполнения работ - до 30.10.2022.
Работы в части установки футбольного поля (пункт 1.8 Контракта) осуществляются частично с применением давальческих материалов на сумму 39 197 780 руб. 25 коп. По графику выполнения работ в части установки футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта для подогрева футбольного поля на стадионе "Витязь" работы запланированы на II, III и IV кварталы 2022 года (198 этапов выполнения работ).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о недоказанности Управлением нецелевого использования Департаментом бюджетных средств, а следовательно, об отсутствии оснований для выдачи спорного представления, в связи с чем правомерно признали его недействительным.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу N А13-31/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.1 Соглашения N 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений N 777-08-2019-126/1 и 777-08-2019-126/2) его предметом является предоставление из федерального бюджета на 2019 финансовый год, на 2020 финансовый год и плановый период 2021 -2022 годов бюджету Вологодской области субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минспорту как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета: 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1383552280, вид расходов 521; 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1213552280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" подпрограмм "Развитие физической культуры и спорта и массового спорта", "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Правила N 302), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе по направлению: создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2022 г. N Ф07-18947/22 по делу N А13-31/2022