23 декабря 2022 г. |
Дело N А56-15640/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" Беспаловой Е.А. (доверенность от 16.12.2022), Запольской К.С. (доверенность от 07.10.2020),
рассмотрев 19.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А56-15640/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1089848003882, ИНН 7842396444 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М", адрес: 125475, Москва, Клинская ул., д. 12, пом. II (комн. 9-13), ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676 (далее - Общество), об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции от 25.05.2017 N 47РПА0002384 (далее - Лицензия) в части осуществления лицензируемой деятельности по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Мурино, Петровский бульвар, д. 7, пом. 124-Н (далее - Объект).
Решением суда первой инстанции от 24.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, поскольку оснований для аннулирования Лицензии по спорному адресу не имелось. Пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлен список документов, обязательных к предоставлению в лицензирующий орган, и он не содержит в себе сведения об образовательных организациях, а равно какие-либо схемы их прилегающих территорий по отношению к объекту лицензирования, следовательно, предоставление таких сведений не является для Общества обязательным.
Общество отмечает, что не предоставляло в Комитет информацию об обстановке вокруг Объекта, фотоснимки подтверждают лишь факт реальности Объекта, принадлежащего Обществу на праве аренды, и их нельзя считать недостоверными, поскольку они соответствуют действительности. Кроме того, факт отсутствия у Комитета возможности выехать на место предполагаемой торговли алкогольной продукции, а равно непринятие Комитетом должных мер по рассмотрению заявления Общества не может быть ответственностью Общества и, как следствие, влечь аннулирование лицензии. Подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ запрещена продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, а развивающий центр "Волшебный островок" и детский сад "Микки" такими организациями не являются, так как не осуществляют какой-либо образовательной деятельности, их деятельность связана с присмотром и уходом за детьми, организацией их досуга.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы (с учетом дополнения).
Комитет о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу Комитетом выдана Лицензия сроком до 25.07.2022 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Общество обратилось в Комитет 07.07.2020 с заявлением о переоформлении Лицензии в связи с изменением (добавлением) количества обособленных подразделений осуществления лицензируемой деятельности, в том числе, по адресу Объекта.
При рассмотрении заявления Комитетом проведена документарная проверка, в рамках которой осуществлен анализ документов и фотоматериалов (акт проверки от 15.06.2020 N 6321).
По итогам рассмотрения заявления Общества Комитетом вынесено распоряжение от 23.07.2020 N 02.1-01/6351/861 о переоформлении Лицензии с добавлением обособленного подразделения по адресу Объекта.
Впоследствии Комитетом было выявлено нахождение вблизи объекта лицензирования Общества таких детских учреждений, как: детский развивающий центр "Волшебный островок" и детский сад "Микки", расстояние до которых от входа из объекта лицензирования Общества составляет менее 100 метров.
Таким образом, Комитетом установлено, что названное распоряжение о переоформлении Лицензии принято с нарушением установленных требований действующего законодательства и создает ситуацию, при которой осуществление Обществом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по указанному адресу нарушает особые требования, установленные подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В этой связи Комитетом в адрес Общества направлено письмо от 10.09.2021 N 14И-6502/2021 о том, что в сложившейся ситуации организация вправе подать в Комитет заявление о переоформлении Лицензии с исключением не соответствующего особым требованиям подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ обособленного подразделения по вышеуказанному адресу.
Вместе с тем Общество в Комитет для переоформления Лицензии по собственной инициативе не обратилось.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Комитета в суд с заявлением об аннулировании Лицензии Общества в части осуществления лицензируемой деятельности по адресу Объекта.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление, в том числе, следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
В подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих:
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
Однако применение к настоящему случаю пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ невозможно ввиду отличных обстоятельств, Общество не отрицало, что спорные детский центр и детский сад располагались по адресу еще до переоформления Лицензии внесением спорного адреса места торговли.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в непосредственной близости от лицензируемого объекта Общества находятся входы в частный детский сад "Микки" (деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Беликова К.А.) и развивающий центр "Волшебный островок" (деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Котик Е.А.), которые расположены по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Мурино, Петровский бульвар, д. 7 и осуществляют обучение несовершеннолетних. Согласно информации, размещенной на сайтах частного детского сада "Микки" и развивающего центра "Волшебный островок", они принимают детей от 1,5 лет на полный (с 8.00 до 20.00 часов), неполный день и в выходные дни, оказывают услуги по обучению несовершеннолетних (подготовку к школе, изучение английского языка, творческие занятия, и т.д.).
При этом из представленных Комитетом документов следует, что они начали осуществлять свою деятельность в 2019 - 2020 годах, еще до подачи Обществом заявления от 07.07.2020 о переоформлении Лицензии.
Сопоставительный анализ содержания абзацев второго и третьего подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции свидетельствует о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, предусмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-2).
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что деятельность Общества по реализации алкогольной продукции в обособленном подразделении не соответствует требованиям подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
При этом ненадлежащее проведение должностным лицом Комитета проверки по заявлению Общества о переоформлении Лицензии, результатом которого явилось вынесение распоряжения от 23.07.2020 N 02.1-01/6351/861 о переоформлении Лицензии с добавлением обособленного подразделения, не может с учетом вышеустановленных обстоятельств являться основанием для предоставления Обществу права на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по указанному адресу в нарушение особых требований, установленных подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Требуя от суда отказа в заявлении Комитета об аннулировании Лицензии в части спорного адреса обособленного подразделения, Общество не учитывает, что частный детский сад "Микки" и частный детский сад "Волшебный островок" (сфера деятельности - обучение несовершеннолетних) включены в Перечень объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 22.09.2021 N 3676. Кроме того, данным постановлением определено минимальное расстояние до границ территорий, прилегающих к спорным организациям, - 50 метров (ранее было 100 метров). Общество не отрицает, что его торговый объект находится на расстоянии, меньшем допустимого минимального расстояния (28 и 37 метров).
Включение указанных организаций в названный Перечень в установленном законом порядке не отменено и не признано незаконным (недействующим) по решению суда.
В целом, Общество не отрицает невозможность осуществления розничной торговли алкогольной продукцией в спорном Объекте, фактически защищая свое право не возможностью дальнейшего ведения такой деятельности, а последствиями аннулирования Лицензии (в части определенного адреса) решением суда по заявлению Комитета. Однако выше отмечено, что Комитет предлагал Обществу подать заявление о переоформлении Лицензии с исключением не соответствующего особым требованиям подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ обособленного подразделения по вышеуказанному адресу, чем Общество не воспользовалось.
Аннулирование Лицензии в части спорного Объекта является соразмерным, справедливым, отвечающим требованиям публичного правопорядка и балансу частного и публичного интересов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными по существу. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А56-15640/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
При этом ненадлежащее проведение должностным лицом Комитета проверки по заявлению Общества о переоформлении Лицензии, результатом которого явилось вынесение распоряжения от 23.07.2020 N 02.1-01/6351/861 о переоформлении Лицензии с добавлением обособленного подразделения, не может с учетом вышеустановленных обстоятельств являться основанием для предоставления Обществу права на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по указанному адресу в нарушение особых требований, установленных подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
...
В целом, Общество не отрицает невозможность осуществления розничной торговли алкогольной продукцией в спорном Объекте, фактически защищая свое право не возможностью дальнейшего ведения такой деятельности, а последствиями аннулирования Лицензии (в части определенного адреса) решением суда по заявлению Комитета. Однако выше отмечено, что Комитет предлагал Обществу подать заявление о переоформлении Лицензии с исключением не соответствующего особым требованиям подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ обособленного подразделения по вышеуказанному адресу, чем Общество не воспользовалось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2022 г. N Ф07-18461/22 по делу N А56-15640/2022