23 декабря 2022 г. |
Дело N А56-48345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от акционерного общества "Доминант" - Ивановой К.В. (доверенность от 18.11.2022), Горбуновой Н.А. (доверенность от 18.11.2022), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга - Махрова И.В. (доверенность от 10.01.2022), Цой Г.Г. (доверенность от 10.01.2022), от Правительства Санкт-Петербурга - Махрова И.В. (доверенность от 17.12.2021), Цой Г.Г. (доверенность от 20.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Доминант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А56-48345/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Доминант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 20.02.2021 N 01-21-11909/20-0-7 об отказе в присвоении проекту по строительству гостиницы статуса стратегического инвестиционного проекта, а Обществу - статуса стратегического инвестора (далее - решение), обязании Комитета предоставить проекту по строительству гостиницы статус стратегического инвестиционного проекта, а Обществу - статус стратегического инвестора и включить проект в Перечень стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству "Курортный берег".
Решением суда первой инстанции от 25.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.12.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлением и приложенными к нему материалами по вопросу присвоения инвестиционному проекту по строительству гостиницы на земельном участке, расположенном в Курортном районе Санкт-Петербурга, в г. Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 110, в границах квартала, ограниченного ул. Набережной, Приморским шоссе, ул. Прибрежной и береговой линией Финского залива, кадастровый номер 78:38:0022488:1073 (далее - земельный участок), статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а Обществу - статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга.
Рассмотрев представленное Обществом заявление с прилагаемыми материалами, Комитет 20.02.2021 принял решение о несоответствии представленных материалов требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора.
Заявитель, полагая, что решение является незаконным, нарушает его права и противоречит действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Правовое регулирование отношений в сфере присвоения статуса стратегического инвестиционного проекта, статуса стратегического инвестора осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 742-136).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 742-136 решения о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору статуса стратегического инвестора, принимаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга N 742-136.
Порядок присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, инвестору статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2017 N 853 (далее - Порядок присвоения статуса).
Согласно пункту 12 Порядка присвоения статуса Правительство Санкт-Петербурга утверждает изменения в перечень стратегических инвестиционных проектов, перечень стратегических инвесторов при наличии решения Комитета о соответствии материалов требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора.
Полномочия Комитета по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга, стратегическом инвесторе Санкт-Петербурга или стратегическом партнере Санкт-Петербурга предусмотрено пунктом 3.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1042.
В соответствии с пунктом 3 Порядка присвоения статуса инициатор направляет в Комитет в произвольной письменной форме обращение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (далее - обращение) с указанием срока реализации стратегического инвестиционного проекта.
К обращению прилагаются материалы, перечень которых утверждается Комитетом, и которые подтверждают соответствие предлагаемого инвестиционного проекта требованиям, установленным в Законе Санкт-Петербурга N 742-136.
Согласно пункту 8 Порядка присвоения статуса в случае принятия решения о достаточности материалов инициатора и проведении их экспертизы Комитет проводит экспертизу соответствующих материалов.
По результатам проведенной экспертизы согласно пункту 9 Порядка присвоения статуса Комитетом в письменной форме принимается одно из следующих решений:
о соответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (положительное заключение);
о несоответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (отрицательное заключение).
При этом согласно пункту 1.1 Положения об экспертизе материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 08.12.2017 N 357, экспертиза материалов, необходимая для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, представляет собой оценочно-аналитическую деятельность Комитета, направленную на установление соответствия инвестора и предлагаемого к реализации инвестиционного проекта требованиям, установленным в статье 3 Закона Санкт-Петербурга N 742-136.
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 742-136 к требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, включено в том числе такое требование как эффективность реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга с учетом срока его окупаемости, прибыльности, объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и(или) бюджет Санкт-Петербурга.
Критерии соответствия указанному требованию установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2017 N 668 "Об установлении критериев соответствия требованиям, установленным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 668).
Одним из таких критериев является положительная разность чистого дисконтированного дохода бюджета Санкт-Петербурга и дисконтированного недополученного дохода бюджета Санкт-Петербурга, рассчитанная на срок действия статуса проекта в установленном порядке.
Согласно порядку расчета критериев соответствия требованию, установленному в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 742-136, утвержденному приложением к постановлению N 668, дисконтированный недополученный доход бюджета Санкт-Петербурга рассчитывается как разность между дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который мог бы быть получен за срок действия статуса проекта при реализации проекта без получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка, и дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который будет получен за срок действия статуса проекта Санкт-Петербурга при реализации проекта с учетом получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка. При этом при расчете данного показателя не учитывается потенциальное отклонение рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости земельного участка.
Кассационная инстанция считает, что по смыслу указанных положений нормативных правовых актов, подлежащих применению к спорным правоотношениям, при определении разности чистого дисконтированного дохода бюджета Санкт-Петербурга и дисконтированного недополученного дохода бюджета Санкт-Петербурга, рассчитанной на срок действия статуса проекта, подлежит применению именно кадастровая стоимость земельного участка.
В данном случае Комитет, определяя указанный критерий, обоснованно исходил из кадастровой стоимости земельного участка, который предполагалось использовать для реализации инвестиционного проекта.
Доводы Общества о необходимости использования в данном случае рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что права и законные интересы Общества нарушены решением Комитета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А56-48345/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Доминант"- без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Доминант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А56-48345/2021,"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2022 г. N Ф07-17958/22 по делу N А56-48345/2021