26 декабря 2022 г. |
Дело N А56-67506/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Кадулина А.В.,
при участии от администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга Юрченко С.Н. (доверенность от 22.12.2021), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Дрыгиной В.Ю. (доверенность от 04.05.2022 N 40), от Министерства обороны Российской Федерации Захаровой А.В. (доверенность от 10.10.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А56-67506/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга, адрес: 198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Калининская ул., д. 7, ОГРН 1037841000647, ИНН 7819000990 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, вн.тер.г. мун. округ Аэропорт, Планетная ул., д. 3, к. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Организация), об обязании в течение 90 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу провести в отношении многоквартирного дома площадью 2755,4 кв. м с кадастровым номером 78:40:2052801:1008, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 18/48, лит. А, следующие работы:
- по демонтажу участка ограды со стороны Ораниенбаумского проспекта в г. Ломоносове Санкт-Петербурга;
- по ограждению территории вокруг объекта;
- по закладке оконных и дверных проемов объекта;
- по смывке, окраске несанкционированных надписей и рисунков на фасаде объекта;
а также осуществлять дальнейшее содержание объекта, исключающее свободный доступ к нему посторонних лиц, и содержать фасады в нормальном состоянии (с учетом уточнения требований и состава ответчиков).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520.
Решением от 17.06.2022 на Организацию возложена обязанность в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в отношении многоквартирного дома работы, требуемые истцом, а также принять все необходимые меры, препятствующие в дальнейшем несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию посторонних лиц и направленные на содержание фасадов в нормативном состоянии; в иске к Учреждению и Министерству отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
Министерство в кассационной жалобе просит изменить названные судебные акты в части удовлетворения требований к Организации, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Администрация не наделена полномочиями по обращению в суд с иском к собственнику в отношении объекта федеральной собственности и в защиту интересов неопределенного круга лиц; Министерство как уполномоченный собственником орган вправе по своему усмотрению владеть и пользоваться имуществом, находящимся в его ведении.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на то, что спорный объект представляет социальную опасность, Администрация уполномочена на принятие мер антитеррористической направленности и в сфере благоустройства. Представитель Учреждения поддержал позицию Министерства.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в границах территории Петродворцового района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 18/48, лит. А, расположен объект недвижимого имущества - пятиэтажный многоквартирный дом площадью 2755,4 кв. м с кадастровым номером 78:40:2052801:1008.
Указанный дом размещен на земельном участке площадью 49 304 кв. м с кадастровым номером 78:40:2052801:3, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 18, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, право которого зарегистрировано 28.10.2020.
Названный объект представляет собой объект незавершенного строительства (реконструкции) казармы под 52-квартирный жилой дом, квартиры в котором в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 09.06.2018 N 1528 были закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 10.02.2021 N 343 прекращено право оперативного управления Учреждения в отношении имущества согласно приложениям N 1, 2 к приказу; данное имущество закреплено на праве оперативного управления за Организацией, которой предписано обеспечить государственную регистрацию права. В перечни включены четыре нежилых помещения и пятьдесят две квартиры в спорном объекте с кадастровым номером 78:40:205801:1008 по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 18/48, лит. А.
По акту от 25.02.2021 Учреждение передало Организации помещения, перечисленные в приказе. Впоследствии в отношении части помещений зарегистрировано право оперативного управления Управления.
Как указала Администрация в исковом заявлении, в 2019-2020 годы в Администрацию неоднократно поступали обращения Городского центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "КОНТАКТ" с просьбой принять меры в отношении заброшенных объектов, которые находятся в аварийном состоянии в непосредственной близости от жилых массивов и к которым имеется открытый доступ, поскольку на территории этих объектов замечены многочисленные следы употребления алкоголя и вредных веществ, объекты посещают несовершеннолетние, доступность данных объектов представляет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, может способствовать совершению противоправных деяний как несовершеннолетними лицами, так и в отношении них.
В ходе проведенного Администрацией 15.07.2021 в пределах своих полномочий осмотра объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 18/48, лит. А, установлено, что на протяжении длительного времени здание не используется и, как следствие, находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: конструкции объекта местами подверглись разрушению, отсутствуют стекла в оконных проемах, отсутствуют двери, внутренние помещения объекта также подверглись разрушению, на всех этажах присутствует строительный и бытовой мусор, кирпичная кладка фасада частично отвалилась, на фасаде имеются несанкционированные надписи; территория объекта не огорожена; участок ограды территории со стороны Ораниенбаумского проспекта представляет собой изгородь, выполненную из строительных и бытовых отходов.
Администрация неоднократно обращалась к организациям, подведомственным Министерству, с просьбой принять меры к надлежащему содержанию объекта, поскольку наличие свободного доступа к объекту позволяет использовать объект в качестве места нахождения асоциальных элементов, создает предпосылки для совершения правонарушений и иных противоправных действий, аварийное состояние объекта, находящегося на неогороженной территории, представляет угрозу безопасности граждан, их жизни и здоровью.
Администрация, ссылаясь на непринятие ответчиками, в ведении которых находятся спорный объект и соответствующая территория, мер по надлежащему содержанию объекта, в результате чего создается угроза безопасности населения, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В силу статьи 210 ГК РФ, по общему правилу, собственник несет бремя содержания своего имущества.
Как установлено судами, спорное здание находится в заброшенном аварийном состоянии на неогороженной территории, к объекту имеется свободный доступ, правообладателем здания не принимаются меры к его надлежащему содержанию, что создает угрозу безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, способствует совершению противоправных деяний.
Исходя из Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, обязательных для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, органами государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и действующих на всей территории Санкт-Петербурга, фасады, окна, оконные и дверные заполнения относятся к элементам благоустройства. Данными Правилами на собственников и иных правообладателей объекта благоустройства и элементов благоустройства возложена обязанность по содержанию объектов благоустройства, элементов благоустройства и их ремонт.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Суды, установив, что объект, принадлежащий Российской Федерации и закрепленный на праве оперативного управления за Организацией, находится в крайне неудовлетворительном состоянии, которое при наличии свободного доступа к объекту может повлечь серьезные негативные последствия для неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности и способствует созданию антиобщественной обстановки, приняв во внимание наличие у Администрации определенных полномочий в области осуществления мероприятий антитеррористической направленности, а также в сфере законности, правопорядка, безопасности и сфере благоустройства, правомерно посчитали возможным удовлетворить исковые требования Администрации.
При этом работы, которые Администрация просила суд обязать ответчиков провести, направлены только на исключение свободного доступа к объекту и внутрь объекта в целях исключения нахождения на территории и внутри здания посторонних лиц и предотвращения создания ситуаций, угрожающих общественному порядку, безопасности жизни и здоровья граждан. Испрашиваемые Администрацией меры соразмерны установленным судами нарушениям при содержании спорного объекта, не выходят за рамки необходимого, не являются излишними, поскольку связаны только с изоляцией объекта и прилегающей территории, а также приведением состояния фасадов в соответствие с окружающей средой.
Довод Министерства об отсутствии у Администрации полномочий на предъявление настоящих требований подлежит отклонению. Ответчики в ходе рассмотрения дела не опровергли ни факт нахождения здания в аварийном состоянии, ни нарушение либо реальную угрозу нарушения интересов неопределенного круга лиц в результате такого состояния объекта и прилегающей территории; не представили доказательства принятия необходимых мер для приведения внешних элементов здания в состояние, не нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц. Таким образом, ответчики не доказали добросовестность своего поведения и неправомерность интереса, в защиту которого предъявлен настоящий иск Администрацией.
Поскольку в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, доводы Министерства в данном случае не могут служить основанием для отмены принятых судами актов об удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А56-67506/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В силу статьи 210 ГК РФ, по общему правилу, собственник несет бремя содержания своего имущества.
...
Поскольку в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, доводы Министерства в данном случае не могут служить основанием для отмены принятых судами актов об удовлетворении исковых требований.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А56-67506/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2022 г. N Ф07-18428/22 по делу N А56-67506/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18428/2022
26.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24834/2022
16.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24834/2022
17.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67506/2021