27 декабря 2022 г. |
Дело N А56-27008/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Либра" Кравченко П.Ю. (доверенность от 10.03.2022), от Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дзагоевой Д.И. (доверенность от 07.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Либра" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А56-27008/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Либра", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 14, лит. А, пом. 210, р.м. 1, ОГРН 1037832008610, ИНН 7814128387 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1127847621110, ИНН 7838482852 (далее - Комитет), о признании недействительным распоряжения Комитета от 11.01.2022 N 27-р в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., участок 8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А) с расположенным на нем павильоном (номер заявления 6889 от 14.03.2013) как несоответствующего в указанной части Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовани относительно предмета спора, привлечены администрация Приморского района Санкт-Петербурга, адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, ОГРН 1027807593318, ИНН 7814002313 (далее - Администрация); Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КИО).
Решением от 17.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Комитетом не соблюден порядок принятия решения об исключении участка из схемы НТО; отсутствовали предусмотренные пунктом 1.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 (далее - Порядок), основания для исключения объекта из схемы; в нарушение действующего правового регулирования место размещения НТО исключено из схемы без предоставления пользователю равноценного компенсационного места; проект благоустройства не должен нарушать действующую структуру размещения НТО; отсутствие действующего договора с заявителем не свидетельствует об отсутствии нарушения его прав исключением объекта из схемы.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы Администрации от 27.10.2006 N 1551-р между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (в настоящее время КИО, далее также КИО) и Обществом был заключен договор от 27.10.2006 N 17/ЗК-04122 аренды земельного участка, Зона 8, площадью 312 кв. м с кадастровым номером 78:34:4103В:1109, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., участок 8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А), для использования под мойку легковых автомобилей сроком по 26.10.2009.
По окончании определенного в договоре срока Общество продолжало использовать земельный участок.
Уведомлением от 07.09.2018 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", обеспечивающее в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 281 реализацию полномочий КИО в области защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщило Обществу об одностороннем отказе от исполнения договора на основании пункта 6.4.5 договора в связи с привлечением Общества к административной ответственности за нарушение пункта 4.3.13 договора.
Распоряжением Комитета от 11.01.2022 N 27-р из схемы размещения НТО исключен земельный участок с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., участок 8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А), ранее находившийся в аренде у Общества.
Общество, считая, что размещение нестационарного торгового объекта на данном участке исключено из схемы безосновательно и таким исключением нарушаются его права, поскольку заявитель лишается возможности приобрести право на использование павильона путем проведения аукциона, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
В соответствии частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пунктом 1 Правил порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названных положений федерального законодательства постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 утвержден Порядок.
В соответствии с Порядком схема размещения НТО состоит из двух частей, часть 2 схемы "Прочие торговые объекты" разрабатывается Комитетом на основании предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о земельных участках, сбор которых осуществляют администрации районов Санкт-Петербурга, на территории которых расположены земельные участки, посредством получения, размещения и анализа информации, сведений и пространственных данных, входящих в состав региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" (РГИС).
В целях организации подготовки и сбора предложений администрации районов осуществляют информирование исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о сборе предложений, которое осуществляется путем размещения на информационных стендах по месту нахождения администраций районов, официальных сайтах администраций районов, а в случае их отсутствия - на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга информации о приеме предложений, адресе, режиме работы, номерах контактных телефонов администраций районов.
Возможность размещения торговых объектов на земельных участках согласуется КИО с учетом имущественно-правового статуса земельных участков.
Согласно разделу 3 Порядка отраслевые органы, администрации районов осуществляют обновление либо подтверждение информации и сведений о земельных участках и возможности размещения на них торговых объектов не реже одного раза в год после размещения в РГИС либо в течение 10 рабочих дней после вступления в силу правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающих запрет или ограничение использования земельных участков для размещения торговых объектов, включенных в схему размещения, либо отменяющих (изменяющих) запреты или ограничения на включение в схему размещения земельных участков.
На основании предложений, обращений отраслевых органов, районных администраций Комитет вносит изменения в схему по результатам рассмотрения данных актуализации на заседании коллегиального совещательного органа при Комитете и согласования КИО включения торговых объектов в схему.
Как установлено судами, на заседании рабочей группы при Комитете от 20.12.2021 было рассмотрено предложение Администрации об исключении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 из схемы размещения НТО в связи с тем, что по поручению губернатора Санкт-Петербурга прорабатывается вопрос развития благоустройства набережной Черной речки на участке от Коломяжского путепровода до Богатырского проспекта; разработан эскизный проект благоустройства береговой линии реки вдоль существующих земельных участков; проведены общественные слушания проекта с населением муниципальных округов Комендантский аэродром и Черная речка. По результатам рассмотрения данного предложения с учетом подтверждения КИО прекращения договора аренды земельного участка принято решение об исключении участка из схемы размещения НТО.
Суды, всесторонне и полно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, правомерно пришли к выводу, что распоряжение в оспариваемой части издано Комитетом в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства, с соблюдением действующего порядка, принятию данного распоряжения предшествовало изучение предложения Администрации, информации и сведений, касающихся спорного участка, при принятии решения об исключении объекта из схемы учтено отсутствие обременения земельного участка договором в чью-либо пользу. Таким образом, решение Комитета не является произвольным, обосновано соответствующими обстоятельствами.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали распоряжение Комитета в оспариваемой части законным и не нарушающим права Общества и отказали в удовлетворении требований Общества.
Довод Общества о нарушении оспариваемым распоряжением его прав вне зависимости от наличия действующего договора на право размещения на участке нестационарного торгового объекта подлежит отклонению, поскольку при отсутствии у Общества права на заключение с ним без проведения торгов соответствующего договора о размещении НТО в определенном месте Общество не лишено возможности принять участие в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в ином месте, предусмотренном схемой.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.10.2022 N 121.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А56-27008/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Либра" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Либра", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 14, лит. А, пом. 210, р.м. 1, ОГРН 1037832008610, ИНН 7814128387, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
В соответствии частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пунктом 1 Правил порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.10.2022 N 121."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2022 г. N Ф07-19533/22 по делу N А56-27008/2022