28 декабря 2022 г. |
Дело N А56-113473/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Захаровой М.В.,
при участии от региональной общественной организации "Спортивный клуб "Пухтолова гора" Маниды Н.Л. (доверенность от 01.12.2022),
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу региональной общественной организации "Спортивный клуб "Пухтолова гора" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-113473/2021,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация "Спортивный клуб "Пухтолова гора", адрес: 191023, Санкт-Петербург, Мучной пер., д. 3, лит. А, ОГРН 1027800002691, ИНН 7825438461 (далее - Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконными решений Комитета от 30.09.2021 N 05-11-38378/21-0-0, от 04.10.2021 N 05-26-39647/21-0-0, 05-26-39653/21-0-0, от 05.10.2021 N 05-11-39903/21-0-0 об отказе в выдаче разрешений на использование частей земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала 78:38:2253801.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2022 заявление удовлетворено, оспариваемые отказы Комитета признаны незаконными, на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления Организации в десятидневный срок со дня вступления судебного акта разрешений на использование части земельных участков, указанных в заявлении.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 данное решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 07.09.2022 и оставить в силе решение от 22.04.2022.
Податель жалобы считает, что апелляционный суд неверно истолковал положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы размещения на публичных землях объектов без предоставления земельных участков; не учел, что объекты, для размещения которых Организацией испрашивались разрешения, относятся к категории имущества, включенного в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы кассационной жалобы.
Комитет извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация является собственником земельного участка площадью 39 974 кв.м с кадастровым номером 78:22538А:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Пухтолова Гора, д. 1, лит. В.
Кроме того, Организации по договору аренды от 26.06.2006 N 22/ЗД-02085 под размещение горнолыжных подъемников в аренду предоставлены земельные участки площадью 1359 кв.м с кадастровым номером 78:22538А:2, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 1, площадью 1195 кв.м с кадастровым номером 78:22538А:6, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 4, площадью 3750 кв.м с кадастровым номером 78:22538А:3, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 3.
Организация со ссылкой на положения пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилась в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на использование без предоставления земельных участков:
- части земельного участка площадью 134 кв.м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, в районе объекта Пухтолова Гора - для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (пункт 19 Перечня): смотровой вышки с площадкой, используемой для обеспечения безопасности людей: для наблюдения за катанием на лыжах, на ватрушках, на которой расположены устройства наружного освещения мест катания, видеокамеры наружного наблюдения, громкоговорители;
- части земельного участка площадью 44 кв.м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, который примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:1109, адрес: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Рощинское ш., уч. 19 (Молодежное участковое лесничество, кв. 125), непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:2, находящемуся в аренде у Организации, для размещения пункта проката спортивного инвентаря и пункта управления подъемником (пункт 25 Перечня);
- части земельного участка площадью 53 кв.м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, который примыкает непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:6, находящемуся в аренде у Организации, для размещения пункта проката спортивного инвентаря и пункта управления подъемником (пункт 25 Перечня);
- части земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, на склоне, который примыкает непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:5, находящемуся в собственности Организации, примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:3, находящемуся в аренде у Организации, для размещения игровой спортивной площадки (пункт 26 Перечня) - площадки на склоне горы для безопасного катания на ватрушках, включая безопасный подъем на склон, исключающий возможность сбивания поднимающихся на склон, а также специально подготавливаемой трассы (с установленным углом наклона) для безопасного съезда со склона.
Решениями от 30.09.2021 N 05-11-38378/21-0-0, от 04.10.2021 N 05-26-39647/21-0-0, 5-26-39653/21-0-0, от 05.10.2021 N 05-11-39903/21-0-0 Комитет отказал в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков.
Полагая указанные решения незаконными и нарушающими права Организации, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования Организации обоснованными и удовлетворил заявление.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, посчитал, что Комитетом подтверждено наличие правовых оснований для отказа в выдаче испрашиваемых разрешений, и в связи с этим отказал в удовлетворении требований Организации.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда не подлежит отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 той же статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, определены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Порядок и условия размещения таких объектов на территории Санкт-Петербурга определены Законом Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 521-118 размещение объектов на земельных участках, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании: разрешения на использование земельного участка для размещения объекта (далее - разрешение); договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 названного Закона (далее - договор).
В соответствии со статьей 7 Закона N 521-118 на основании договора размещаются, в частности, следующие объекты: пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря (подпункт 7 пункта 1), сезонные аттракционы, а также элементы благоустройства территории - аттракционы (подпункт 1 пункта 2), нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, временные павильоны и киоски, туалеты, пункты проката инвентаря) (подпункт 4 пункта 2).
Порядок выдачи разрешений регламентирован статьей 4 Закона N 521-118.
Пунктом 4 названной статьи определены основания для отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения, к числу которых отнесены случаи, если в заявлении о выдаче разрешения указано два и более видов объектов (подпункт 13), если объект, указанный в заявлении, относится к видам объектов, размещаемых на основании договора в соответствии со статьей 7 Закона N 521-118 (подпункт 14).
Проанализировав содержание заявлений Организации, в том числе применительно к характеристикам объектов, для размещения которых заявителем испрашивались разрешения, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что указанные Организацией объекты представляют собой нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, пункты проката инвентаря, сезонные аттракционы, и относятся к числу тех, размещение которых в соответствии со статьей 7 Закона N 521-118 осуществляется на основании договора.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что в данному случае у Комитета имелись предусмотренные подпунктом 14 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 основания для отказа в выдаче Организации испрашиваемых разрешений, и в связи с этим правомерно отказал в удовлетворении требований Организации о признании оспариваемых решений Комитета незаконными.
Довод подателя жалобы со ссылкой на то, что под договором в статье 7 Закона N 521-118 понимается договор аренды земельного участка основан на неправильном толковании положений названного Закона.
Аргументы Организации относительного необоснованного, по ее мнению, отнесения апелляционным судом объекта, определенного заявителем как "площадка на склоне горы для безопасного катания на ватрушках, включая: безопасный подъем на склон, исключающий возможность сбивания поднимающихся на склон; специально подготавливаемую трассу (с установленным углом наклона) для безопасного съезда со склона" к категории сезонных (зимних) аттракционов, отклоняется судом кассационной инстанции.
С учетом характера использования и состава указанного объекта, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что этот объект в отличие от игровой спортивной площадки, предназначенной для игр и активного отдыха, имеет иное назначение, связанное с оказанием услуг катания на ватрушках.
При рассмотрении дела апелляционный суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены постановления от 07.09.2020, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежат удовлетворению.
При подаче кассационной жалобы Организация уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных суда", Организации подлежит возврату из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 06.10.2022 N 68.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-113473/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу региональной общественной организации "Спортивный клуб "Пухтолова гора" - без удовлетворения.
Возвратить региональной общественной организации "Спортивный клуб "Пухтолова гора", адрес: 191023, Санкт-Петербург, Мучной пер., д. 3, лит. А, ОГРН 1027800002691, ИНН 7825438461, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.10.2022 N 68.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 той же статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, определены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
...
При подаче кассационной жалобы Организация уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных суда", Организации подлежит возврату из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 06.10.2022 N 68."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2022 г. N Ф07-19587/22 по делу N А56-113473/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19587/2022
07.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18077/2022
22.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-113473/2021