11 января 2023 г. |
Дело N А44-5281/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 10.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А44-5281/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал", адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 33, ОГРН 1025300798522, ИНН 5321058347 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Новгородоблэлектро", адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Кооперативная, дом 8, ОГРН 1025300780262, ИНН 5321037717 (далее - Общество), о взыскании 22 302 руб. 72 коп. неосновательного обогащения в виде платы за услуги по водоотведению поверхностных сточных вод и к Министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, офис 575, ОГРН 1195321002414, ИНН 5321198947 (далее - Министерство), о взыскании 7 108 руб. 99 коп. неосновательного обогащения в виде платы за услуги по водоотведению поверхностных сточных вод.
Суд первой инстанции определением от 29.03.2022 на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Великого Новгорода (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в удовлетворении иска к Министерству. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы статей 210 и 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Спорные земельные участки, предоставленные Обществу в аренду, не являются собственностью Новгородской области, Новгородская область в лице Министерства не должна нести расходы на их содержание.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство до начала судебного заседания заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ), оказывающей услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Великого Новгорода и Новгородского муниципального района.
Между Предприятием (организация ВКХ) и Обществом (абонент) 11.09.2020 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 0156 (далее - договор), согласно условиям которого организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Тарифы, сроки и порядок оплаты установлены в разделе 3 договора.
Сведения о режиме подачи холодной воды приведены в приложении N 3 к договору.
Согласно приложению N 3 к договору водоснабжение производится в нежилые и административное здания, расположенные в Великом Новгороде на улице Германа, дом 33, корпус 3, и улице Кооперативная, дом 8.
Водоотведение осуществляется с указанных в приложении N 4 к договору объектов.
В приложении N 9 к договору стороны согласовали точки приема поверхностных сточных вод с земельного участка с кадастровым номером 53:23:7910600:17, расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Кооперативная, дом 8, площадь водосбора 1,1170 га.
На основании полученной от Министерства информации (письмо от 06.11.2020 N СА-5604-И) Предприятие установило, что в пользовании у Общества находятся на правах аренды иные земельные участки.
Предприятие направило Обществу для подписания дополнительное соглашение от 11.11.2020 к договору, в соответствии с которым в перечень земельных участков, с которых осуществляется водоотведение поверхностных сточных вод, включены также земельные участки, находящиеся в аренде у Общества.
Письмом от 19.04.2021 N 8/776 Общество отказалось включать в договор услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с земельных участков, находящихся у него в аренде.
Предприятие, ссылаясь на то, что оказало Обществу в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с находящихся у него на праве собственности и в аренде земельных участков, однако оплата данных услуг не произведена, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что Общество не заключило договор водоотведения в отношении арендуемых земельных участков, а данные земельные участки являются собственностью Новгородской области и полномочия по осуществлению прав собственника на них принадлежат Министерству, привлек последнего к участию в деле в качестве соответчика.
Предприятие в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования и просило взыскать с Общества 22 302 руб. 72 коп. неосновательного обогащения в виде платы за услуги по водоотведению поверхностных сточных вод за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, с Министерства - 7 108 руб. 99 коп за период с 01.01.2021 по 31.03.2021.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), статьями 210 и 616 ГК РФ, установили факт оказания Предприятием услуг по отведению поверхностных сточных вод и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644 (положения всех перечисленных нормативных правовых актов приводятся в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В силу пунктов 40 и 41 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод; отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, однако в таком случае организация, осуществляющая водоотведение, должна подтвердить, каким образом поверхностные стоки с территории абонента принимаются ею в централизованную систему водоотведения.
Суды установили, что спорные земельные участки находятся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети хозяйственно-бытовой канализации Предприятия. Сети хозяйственно-бытовой канализации, по которым производится отведение поверхностных сточных вод со спорных земельных участков, находятся в хозяйственном ведении Предприятия.
В кассационной жалобе Министерство указывает, что является ненадлежащим ответчиком по иску в части предъявленных к нему требований.
Судами установлено и Министерством не оспаривается, что часть земельных участков передана Обществу (арендатор) в аренду на основании заключенных с Администрацией Великого Новгорода (арендодатель) договоров аренды земельного участка.
Права и обязанности арендодателя по договорам аренды, заключенных с Обществом, переведены с Администрации Великого Новгорода на Комитет по управлению государственным имуществом области, с 21.07.2020 - на Министерство.
Таким образом, с 21.07.2020 Министерство осуществляет права и обязанности арендодателя в отношении заключенных с Обществом договоров аренды спорных земельных участков.
По общему правилу бремя содержания имущества несет его собственник (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 N 332 "О министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области" (далее - Положение N 332), Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сферах строительства, архитектуры и градостроительной деятельности, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Новгородской области, распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных областным законом.
В соответствии с пунктами 3.50, 3.92 Положения N 332 в полномочия Министерства входит: осуществление учета переданных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных областным законом; осуществление распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных областным законом, в том числе выступление продавцом указанных земельных участков или права на заключение договора аренды указанных земельных участков, принятие решения об их ипотеке в случаях, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что полномочия на осуществление прав собственника в отношении спорных земельных участков осуществляет Министерство.
Суд округа отмечает, что в силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды земельного участка обязанности у арендатора по внесению платы за оказанные услуги перед оказывающим их третьим лицом (ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
В отношении земельных участков, находящихся у Общества в аренде, договор водоотведения между Обществом и Предприятием не заключен.
В такой ситуации действует общее правило о том, что в отсутствие договора между арендатором и исполнителем услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) земельного участка.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 302-ЭС21-4060.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А44-5281/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды земельного участка обязанности у арендатора по внесению платы за оказанные услуги перед оказывающим их третьим лицом (ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
...
В такой ситуации действует общее правило о том, что в отсутствие договора между арендатором и исполнителем услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) земельного участка.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 302-ЭС21-4060."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2023 г. N Ф07-16777/22 по делу N А44-5281/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3700/2023
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16777/2022
18.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5134/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5281/2021