12 января 2023 г. |
Дело N А56-104763/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 26.12.2022),
рассмотрев 09.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А56-104763/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс", адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 126, лит. А, пом. 1Н, часть N 4, ОГРН 1137847111181, ИНН 7806498715 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), от 09.09.2021 N 02/21/1449-р.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, поскольку Инспекцией оценивалась лишь площадь жилых помещений, оборудованных распределителями, площади нежилых помещений, оборудованных или не оборудованных распределителями, не были исследованы при проверке, судами указанные сведения не уточнялись. Таким образом, сведения о том, что площадь помещений, оборудованных распределителями, составляет более 50 % от общего числа помещений, носит вероятностный характер и данные выводы сделаны исключительно в отношении жилых помещений. Паспортом распределителя предусмотрено, что его монтаж и последующий ввод в эксплуатацию являются двумя самостоятельными последовательными операциями. В ходе проверки и при выдаче предписания Инспекция не исследовала факт ввода распределителя в эксплуатацию, не представила в материалы дела доказательств ввода прибора распределителя в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель Инспекции возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 30.06.2021 N 02/21/1060-Р Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Парковая ул., д. 14, корп. 3, стр. 1 (далее - МКД), управление которым осуществляет Общество на основании лицензии от 29.05.2015 N 78-000302 и договора управления от 28.06.2018, с целью проверки фактов, изложенных в обращениях собственника помещения от 07.06.2021 вх. N ОБ-10548-17/21-0-0, от 07.06.2021 вх. N ОБ-10548-18/21-0-0 в части начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 2019 - 2020 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.07.2021 N 02/21/1060-р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что проектным решением строительства МКД предусмотрена вертикальная разводка внутридомовых трубопроводов системы централизованного отопления; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудованы. Всего в МКД 247 квартир, общая площадь которых составляет 10973,40 м2, из них 147 квартир, площадь которых составляет 6962,5 м2, оснащены распределителями тепла, что составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД.
Обществом произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019 - 2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений в МКД в счета-квитанции для оплаты не представлен.
Полагая, что Обществом допущено нарушение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Инспекция выдала Обществу предписание от 01.07.2021 N 02/21/1060-р об устранении в срок до 30.08.2021 выявленных нарушений, которым Обществу предписано представить по лицевому счету квартиры N 106 в МКД, помещения которой оснащены распределителями тепла, произведенный расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019 - 2020 годов.
После на основании распоряжения от 07.09.2021 N 02/21/1449-р Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 01.07.2021 N 02/21/1060-р, срок исполнения которого истек 30.08.2021.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.09.2021 N 02/21/1449-р, согласно которому ранее выданное предписание не исполнено (были рассмотрены счета-квитанции, представленные Обществом за июль, август 2021 года).
На основании изложенного Инспекция выдала Обществу новое предписание от 09.09.2021 N 02/21/1449-р об устранении в срок до 06.12.2021 выявленных нарушений пункта 42(1) Правил N 354, которым Обществу предписано представить по лицевому счету квартиры N 106 в МКД, помещения которой оснащены распределителями тепла, произведенный расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019 - 2020 годов.
Не согласившись с последним предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка заполнения акта" техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Жилые, нежилые помещения в МКД с вертикальной разводкой системы отопления могут быть оборудованы распределителями тепловой энергии.
Как определено в пункте 2 Правил N 354:
"распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Общество не отрицало, что распределитель тепловой энергии, которым могут быть оборудованы помещения в МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, независимо от способа разводки инженерных систем отопления МКД (горизонтальная, вертикальная), имеет отличный от индивидуального прибора учета тепловой энергии принцип работы, в данном случае имеет датчики температуры самого отопительного прибора и воздуха в помещении, не определяет конкретный объем ресурса, потребленного в помещении и не приравнивается по смыслу Правил N 354 к индивидуальному прибору учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) Приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Таким образом, поскольку жилые и нежилые помещения в спорном МКД, площадь которых составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то в силу пункта 42(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, Обществом произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019 - 2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений в МКД в счета-квитанции для оплаты указанный перерасчет не внесен (то есть фактически перерасчет платы не произведен), что является нарушением пункта 42(1) Правил N 354.
В письменных пояснениях Общества, которые представлены в Инспекцию в ходе предыдущей проверки, Общество указало, что распределителями тепла оборудовано более 50 % жилых и нежилых помещений МКД.
Законность предыдущего предписания Инспекции от 01.07.2021 N 02/21/1060-р подтверждена судами трех инстанций в рамках дела N А56-80602/2021.
Доводы подателя жалобы о том, что установленные в квартирах распределители не введены в эксплуатацию со ссылками на положения пунктов 81, 81(1), 81(4), 81(6) Правил N 354, судами отклонены, поскольку указанные положения Правил N 354 касаются ввода в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, в то время как распределитель не является индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Доказательства выхода из строя или наличия факта нарушения целостности пломбы на распределителе квартиры N 106 заявителем в материалы дела не представлены.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности оспариваемого предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А56-104763/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено Инспекцией в ходе проверки, Обществом произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019 - 2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений в МКД в счета-квитанции для оплаты указанный перерасчет не внесен (то есть фактически перерасчет платы не произведен), что является нарушением пункта 42(1) Правил N 354.
...
Доводы подателя жалобы о том, что установленные в квартирах распределители не введены в эксплуатацию со ссылками на положения пунктов 81, 81(1), 81(4), 81(6) Правил N 354, судами отклонены, поскольку указанные положения Правил N 354 касаются ввода в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, в то время как распределитель не является индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Доказательства выхода из строя или наличия факта нарушения целостности пломбы на распределителе квартиры N 106 заявителем в материалы дела не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2023 г. N Ф07-17041/22 по делу N А56-104763/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17041/2022
14.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14970/2022
11.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104763/2021