13 января 2023 г. |
Дело N А21-10735/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" Сацкевич Е.С. (доверенность от 08.06.2022), от акционерного общества "Кварц" Глуховой Е.В. (доверенность от 09.01.2023), Письняева С.Л. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 12.01.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" и акционерного общества "Кварц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-10735/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, город Калининград, Советский проспект, дом 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Кварц", адрес: 236022, город Калининград, улица Мусоргского, дом 10, корпус 8, ОГРН 1023900583585, ИНН 3903010326 (далее - Общество), о взыскании 2 182 545 руб. 79 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, начисленной за период с 26.01.2021 по 25.04.2021 по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 14.11.2002 N 1422 (далее - Договор), и 635 260 руб. 64 коп. неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 10.03.2021 по 27.05.2022 по правилам пункта 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Решением суда первой инстанции от 07.06.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 15.09.2022 решение изменено. С Общества в пользу Водоканала взыскано 2 182 545 руб. 79 коп. платы и 4518 руб. 09 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска Водоканалу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Податель жалобы указывает на то, что в связи с ошибкой, допущенной лабораторией АО институт "Запводпроект" при составлении протоколов количественного химического анализа сточной воды от 02.10.2020 N 648 ст, N 652 ст и N 655 ст, в декларации о составе и свойствах сточных вод на 2021 год Обществом были указаны неверные сведения о концентрации ртути в сточных водах абонента, которые не могут быть использованы Водоканалом для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; сточные воды Общества не содержали ртути в недопустимой концентрации, что подтвердил АО институт "Запводпроект" в письме от 07.06.2021 N 641 и в дополнениях к протоколам от 07.06.2021.
Податель жалобы также не согласен с начислением ему платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателю азота, определенному по результатам отбора проб сточных вод (акт отбора проб сточных вод от 05.04.2021 N 629, протоколы лабораторных исследований от 23.04.2021 N 775/21.С и N 776.21.С), поскольку в тот же день Общество организовало самостоятельный отбор проб с привлечением ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО", по результатам лабораторных исследований которого превышения азота не выявлено (протоколы лабораторных анализов от 13.04.2021 N 01.21.493, N 01.21.491, N 01.21.489); определенная Водоканалом концентрация азота не является характерной для Общества; при отборе проб 24.05.2021 Водоканалом не выявлено превышения допустимой концентрации азота (протоколы лабораторных исследований от 09.06.2021 N 1251/21.С и N 1252/21С).
Кроме того, податель жалобы считает, что при расчете суммы основного долга Водоканал неправомерно учел в счет его оплаты поступившие от Общества денежные средства в размере 131 121 руб., 79 948 руб. 86 коп. и 104 897 руб. 20 коп., поскольку при их перечислении Общество указывало иное назначение платежа.
В кассационной жалобе Водоканал, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить постановление от 15.09.2022 в части размера присужденной неустойки, взыскав с Общества 544 349 руб. 22 коп. неустойки за период с 10.03.2021 по 31.03.2022.
Податель жалобы указывает на то, что в соответствии с правилами пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) и с применением ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 9,5% Водоканал вправе требовать от Общества уплаты 544 349 руб. 22 коп. неустойки за период с 10.03.2021 по 31.03.2022. Как полагает Водоканал, апелляционный суд, применив мораторий, безосновательно уменьшил сумму неустойки до 4518 руб. 09 коп.
В судебном заседании представители Водоканала и Общества поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в рамках Договора Водоканал (организация ВКХ) осуществляет прием сточных вод Общества.
Общество с письмом от 07.10.2020 N 68/346 направило в адрес Водоканала декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021 год, составленную на основании протоколов количественного химического анализа сточной воды от 02.10.2020 N 648 ст, N 652 ст и N 655 ст, подготовленных АО институт "Запводпроект". Декларация принята Водоканалом для контроля 13.10.2020.
Впоследствии Общество с письмом от 28.01.2021 N 1/5 направило в адрес Водоканала измененную декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021 год, которая была принята для контроля с 01.02.2021 по 31.12.2021 (письмо Водоканала от 04.02.2021 N 1452).
Водоканал в присутствии представителя Общества дважды произвел отбор проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах Общества, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 14.01.2021 N 50 и от 05.04.2021 N 629.
На основании представленной Обществом декларации и результатов проведенного анализа показателей состава и свойств проб сточных вод абонента (протоколы лабораторных исследований от 28.01.2021 N 47/21.С и N 48/21.С, от 23.04.2021 N 775/21.С и N 776.21.С) Водоканал выявил наличие в сточных водах абонента загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, концентрация которых превышает установленные в приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а также загрязняющих веществ, концентрация которых превышает нормативы состава сточных вод, установленные постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 08.09.2020 N 748, в связи с чем рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 26.01.2021 по 25.04.2021 и выставил Обществу счета на их оплату от 28.02.2021 N 01422-0000000007, от 31.03.2021 N 01422-0000000011 и от 30.04.2021 N 01422-0000000014.
Общество оплатило выставленные счета частично, не согласившись с начислением Водоканалом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателю ртути, определенному на основании декларации, а также по показателю азота, определенному на основании результатов анализа проб сточных вод.
В письме от 24.06.2021 N 1/152 Общество просило Водоканал произвести перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателю ртути в связи с технической ошибкой при указании фактической концентрации ртути, допущенной лабораторией АО институт "Запводпроект" при составлении протоколов количественного химического анализа сточной воды от 02.10.2020 N 648 ст, N 652 ст и N 655 ст и Обществом в подготовленной на их основе декларации. В подтверждение Общество представило письмо АО институт "Запводпроект" от 07.06.2021 N 641 и дополнения к протоколам количественного химического анализа сточной воды от 07.06.2021.
В письме от 20.05.2021 N 1/206 Общество просило Водоканал рассмотреть возможность технической ошибки при определении фактической концентрации азота в протоколах лабораторных исследований от 23.04.2021 N 775/21.С и N 776.21.С, поскольку в протоколах лабораторных анализов от 13.04.2021 N 01.21.493, N 01.21.491, N 01.21.489, подготовленных ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" по заказу Общества, фактическая концентрация азота значительно ниже.
Кроме того, Общество с письмом от 15.04.2021 N 1/75 направило Водоканалу измененную декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021 год, уменьшив указанные ранее показатели фактической концентрации ртути. Уточненная декларация была принята для контроля с 01.05.2021 по 31.12.2021 (письмо Водоканала от 27.04.2021 N 6934).
Наличие у Общества задолженности послужило основанием для обращения Водоканала в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Апелляционный суд, применив к спорным правоотношениям Постановление N 497, изменил решение суда первой инстанции, частично отказав Водоканалу во взыскании неустойки.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, пришел к следующим выводам.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644 (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 123(2) Правил N 644 в случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, значение фактической концентрации по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации (за исключением водородного показателя (pH), вместо указанного значения используются результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод (в период с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод установлено такое отличие, до следующего отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца).
Декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу. Декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения (пункты 125 и 128 Правил N 644).
Направление абонентом декларации и принятие ее организацией, осуществляющей водоотведение, является самостоятельной формой контроля за составом и свойствами сточных вод абонента наряду с правом организации, осуществляющей водоотведение, осуществить контроль состава и свойств сточных вод путем отбора контрольных проб (пункт 2 статьи 30.3 Закона N 416-ФЗ). Поданная абонентом декларация создает презумпцию наличия в сточных водах абонента загрязняющих веществ в указанных концентрациях до прекращения действия декларации либо внесения в нее изменений в установленном порядке.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ежемесячно осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации, представляемой абонентом. Организация, осуществляющая водоотведение, не обязана при этом проверять соответствие фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентом в декларации. И только в случаях, когда такая декларация не представлена, не принята для осуществления контроля, а также в случаях, когда организацией, осуществляющей водоотведение, по результатам контроля в виде отбора контрольных проб зафиксировано отличие фактической концентрации по какому-либо показателю в 1,5 раза и более от значения, заявленного абонентом в декларации, расчет осуществляется на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Поскольку Обществом (с письмами от 07.10.2020 N 68/346 и от 28.01.2021 N 1/5) представлена, а Водоканалом принята для осуществления контроля декларация на спорный период, содержащая значения фактической концентрации ртути, превышающие установленные в приложении N 5 к Правилам N 644, Водоканал правомерно осуществил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателю ртути на основании декларации.
Ссылка Общества на выявленную в апреле 2021 года техническую ошибку при указании в декларации фактической концентрации ртути и необходимость в связи с этим произвести перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за прошлый период правомерно отклонена судами, поскольку пунктом 127 Правил N 644 допускается внесение в декларацию изменений только на будущее - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства, то есть с 01.05.2021 (за рамками спорного периода). Указав в декларации значения показателей, Общество обязано вносить плату в соответствии с этими показателями до внесения изменений в декларацию и как составитель декларации несет риск негативных последствий при наличии в ней ошибок.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателю азота за апрель 2021 года произведен Водоканалом с использованием результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод (акты отбора проб сточных вод от 14.01.2021 N 50 и от 05.04.2021 N 629, протоколы лабораторных исследований от 23.04.2021 N 775/21.С и N 776.21.С) в порядке, предусмотренном пунктом 123(2) Правил N 644, в связи с превышением более чем в 1,5 раза фактической концентрации азота над значением, заявленным абонентом в декларации.
Пробы сточных вод отобраны с участием абонента, представитель Общества подписал акт отбора проб сточных вод без возражений.
Пунктом 33 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, наряду с установлением определенного порядка отбора организацией водопроводно-коммунального хозяйства контрольных проб сточных вод и их исследования установлен и специальный способ опровержения абонентом результатов анализа контрольных проб, использование которого позволяет объективно установить состав сточных вод в каждый момент времени и исключить споры сторон по данному вопросу, - абонент вправе заявить о необходимости осуществления параллельного отбора проб сточных вод.
В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, в месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную (за исключением ряда случаев), а результатом контроля состава и показателей сточных вод является вычисленное организацией, осуществляющей водоотведение, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб либо среднее арифметическое значение результатов анализов резервной пробы и одной из проб (контрольной или параллельной), результаты которой по сравниваемому показателю менее отличаются от результатов анализа резервной пробы.
Правом на параллельный отбор проб Общество не воспользовалось. Поэтому представленные Обществом протоколы лабораторных анализов от 13.04.2021 N 01.21.493, N 01.21.491, N 01.21.489, подготовленные ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО", не являются протоколами исследований параллельной пробы сточных вод, а Общество не вправе требовать от Водоканала проведения оценки сопоставимости данных результатов по показателю азота с результатами исследований, оформленными Водоканалом протоколами лабораторных исследований от 23.04.2021 N 775/21.С и N 776.21.С.
Так как фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента изменяются с течением времени, а юридические последствия имеют лишь концентрации, определенные в момент отбора проб организацией ВКХ, протоколы лабораторных анализов от 13.04.2021 N 01.21.493, N 01.21.491, N 01.21.489, а также данные о фактических концентрациях азота в сточных водах за иные месяцы справедливо не приняты судами в качестве доказательств, опровергающих факт нарушения абонентом в апреле 2021 года требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В такой ситуации вывод судов о наличии правовых оснований для внесения Обществом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по показателям азота и ртути является правильным.
Произведенный Водоканалом расчет платы проверен судами и признан верным, арифметическая правильность расчета Обществом не оспаривалась. Довод подателя жалобы о том, что Водоканал учел поступившие от Общества денежные средства в размере 131 121 руб., 79 948 руб. 86 коп. и 104 897 руб. 20 коп. в счет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения вопреки указанному Обществом назначению платежа, отклоняется кассационной инстанцией как документально не подтвержденный. Платежные поручения на спорные суммы, позволяющие установить назначение платежа и, соответственно, нарушение Водоканалом требований пункта 1 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
В связи с тем, что Общество допустило просрочку уплаты задолженности, Водоканал вправе требовать уплаты неустойки, предусмотренной пунктом 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ.
Между тем при рассмотрении требования Водоканала о взыскании неустойки судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения вносится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Водоканал начислил Обществу неустойку по счету от 28.02.2021 N 01422-0000000007 за период с 10.03.2021 по 27.05.2022, по счету от 31.03.2021 N01422-0000000011 за период с 13.04.2021 по 27.05.2022 и по счету от 30.04.2021 N 01422-0000000014 за период с 11.05.2021 (том 3, лист дела 56).
Возражая против определенных Водоканалом начальных дат периодов начисления неустойки, Общество ссылалось на то, что счет от 28.02.2021 N 01422-0000000007 был получен Обществом 12.03.2021, счет от 31.03.2021 N 01422-0000000011 - 09.04.2021, счет от 30.04.2021 N 01422-0000000014 - 14.05.2021, в связи с чем неустойка могла быть начислена Водоканалом только по истечении 7 рабочих дней с указанных дат (отзывы на ходатайство об уточнении исковых требований от 04.04.2021 и от 26.05.2022, апелляционная жалоба от 30.06.2022 - том дела 2, листы 165-167; том 3, листы 1-4, 76-82). В подтверждение даты получения от Водоканала счетов на оплату Обществом представлены материалы электронной переписки (том 3, лист дела 87).
Возражения Общества в нарушение требований части 7 статьи 71, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170, части 1 статьи 268 и пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ оценки судов не получили. Расчет неустойки на соответствие требованиям пункта 119 Правил N 644 не проверен. Указанные Обществом даты получения счетов на оплату Водоканалом не опровергнуты.
Сделав вывод об отсутствии оснований для взыскания в пользу Водоканала неустойки после 31.03.2021, апелляционный суд правомерно исходил из того, что Постановлением N 497 с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а потому согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория Обществу не может быть начислена неустойка за неисполнение обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Водоканал вправе требовать уплаты неустойки только по 31.03.2022.
Одновременно с этим неустойка в размере 4518 руб. 09 коп. определена апелляционным судом произвольно, ее размер не соответствует требованиям пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 912) об использовании в расчетах ключевой ставки ЦБ РФ в размере 9,5%, действовавшей по состоянию на 27.02.2022.
Расчет неустойки, содержащийся в кассационной жалобе Водоканала, также не может быть признан правильным, поскольку его проверка на соответствие требованиям пункта 119 Правил N 644 судами не производилась.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты в части требования Водоканала о взыскании 635 260 руб. 64 коп. неустойки подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует проверить представленный Водоканалом расчет неустойки с учетом требований действующего законодательства (пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункта 119 Правил N 644, Постановлений N 497 и N 912) и возражений Общества относительно момента начала просрочки, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, разрешив вопрос о распределении судебных расходов, понесенных Водоканалом в связи с рассмотрением настоящей кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-10735/2021 в части взыскания с акционерного общества "Кварц" неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 10.03.2021 по 27.05.2022, отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А21-10735/2021 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сделав вывод об отсутствии оснований для взыскания в пользу Водоканала неустойки после 31.03.2021, апелляционный суд правомерно исходил из того, что Постановлением N 497 с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а потому согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория Обществу не может быть начислена неустойка за неисполнение обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Водоканал вправе требовать уплаты неустойки только по 31.03.2022.
Одновременно с этим неустойка в размере 4518 руб. 09 коп. определена апелляционным судом произвольно, ее размер не соответствует требованиям пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 912) об использовании в расчетах ключевой ставки ЦБ РФ в размере 9,5%, действовавшей по состоянию на 27.02.2022.
Расчет неустойки, содержащийся в кассационной жалобе Водоканала, также не может быть признан правильным, поскольку его проверка на соответствие требованиям пункта 119 Правил N 644 судами не производилась.
...
При новом рассмотрении дела суду следует проверить представленный Водоканалом расчет неустойки с учетом требований действующего законодательства (пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункта 119 Правил N 644, Постановлений N 497 и N 912) и возражений Общества относительно момента начала просрочки, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, разрешив вопрос о распределении судебных расходов, понесенных Водоканалом в связи с рассмотрением настоящей кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2023 г. N Ф07-19767/22 по делу N А21-10735/2021