18 января 2023 г. |
Дело N А56-47622/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Никифорова Д.А. (доверенность от 07.10.2022), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" Гилева К.М. (доверенность от 15.09.2021),
рассмотрев 18.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А56-47622/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 146, ОГРН 1027804913487, ИНН 7810120355 (далее - Агентство), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении запрашиваемых Компанией сведений, и об обязании предоставить Компании сведения о собственниках и нанимателях, зарегистрированных в жилых помещениях многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в Московском районе Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 требования Компании удовлетворены: признано незаконным бездействие Агентства по непредставлению сведений; суд обязал Агентство предоставить Компании одновременно на бумажном и на электронном носителях сведения о собственниках и нанимателях жилых помещений: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД; наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; количество лиц, постоянно проживающих в указанных жилых помещениях в МКД; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 решение суда от 12.07.2022 отменено; в удовлетворении заявленных требований оказано.
В кассационной жалобе Компания просит отменить постановление апелляционной инстанции от 28.09.2022, считая его незаконным и необоснованным.
Податель жалобы указывает, что оспаривал бездействие Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд" и обладающего информацией, необходимой для осуществления Компанией предпринимательской деятельности в сфере исполнения публичного договора ресурсоснабжения. Истребуемые сведения необходимы Компании для корректного начисления платы за коммунальные услуги.
По мнению заявителя, при рассмотрении дела апелляционный суд не учел, что основанием для получения заявителем запрашиваемых персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6, части 8 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) является наличие прямых договоров ресурсоснабжения между Компанией и собственниками (пользователями, нанимателями) жилых помещений в МКД.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Агентства просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, которым оказывает услуги по отпуску тепловой энергии (рег. N 78-17-004388 в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных), и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в МКД, указанных в списке, приложенном к заявлению.
Решения о переходе на прямые договоры с Компанией приняты общими собраниями собственников помещений МКД. Прямые договоры заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений посредством совершения конклюдентных действий. Согласие потребителей на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) получено Компанией в момент заключения прямых договоров.
В связи с наличием у собственников помещений МКД задолженности за поставленную тепловую энергию и горячее водоснабжение и ввиду недостаточности сведений о них, Компания направила в адрес Агентства запрос от 09.12.2021 N 11275-02/14 с просьбой представить сведения о проживающих в жилых помещениях МКД собственниках (нанимателях) в соответствии с приложенным к запросу перечнем помещений, в том числе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии); наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица (собственника); количество лиц, постоянно проживающих в указанных жилых помещениях МКД; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при наличии).
Поскольку ответ на запрос в адрес Компании не поступил, запрашиваемые сведения Агентством не переданы, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дела, установил, что Агентство не относится к числу лиц, обязанных предоставлять Компании запрашиваемую информацию в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а потому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Компании, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Агентство подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно приложению N 1 к названному распоряжению Агентство является обладателем информации по следующим документам: договорам найма жилого помещения, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения, документам, подтверждающим правовые основания проживания лиц в жилом помещении (распоряжение администрации района).
В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 N 110-р (далее - распоряжение N 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.
При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 распоряжения N 110-р).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье и коммунальные услуги (далее - Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс).
Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно.
Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных с ними договоров (пункт 3.2 Регламента), а не по запросам сторонних организаций.
В силу приведенных положений представление Агентством запрашиваемых сведений осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по запросам, на чем настаивает податель жалобы.
Как верно указал апелляционный суд, отказ Агентства в предоставлении персональных данных собственников и нанимателей жилых помещений в МКД, относящихся к государственному жилищному фонду, не нарушает права Компании и третьих лиц.
Действующее законодательство (пункт 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ, пункт 6 Правил N 354) не относит Агентство к числу субъектов, обязанных предоставлять персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на нормы Закона N 152-ФЗ, поскольку наличие у Компании статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Агентства соответствующей обязанности по представлению Компании запрашиваемой информации.
Таким образом, ни при рассмотрении настоящего дела, ни в кассационной жалобе Компания не привела ссылок на нормы действующего законодательства, которые бы обязывали Учреждение предоставлять ресурсоснабжающей организации запрашиваемые сведения.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Компанией наличия у Агентства установленной законом обязанности по представлению запрашиваемой информации и нарушения действиями (бездействием) Агентства прав и законных интересов Компании и иных лиц.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А56-47622/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.