18 января 2023 г. |
Дело N А66-9177/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" Беспаловой Е.А. (доверенность от 16.12.2022), Запольской К.С. (доверенность от 07.10.2020),
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А66-9177/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М", адрес: 125475, Москва, Клинская ул., д. 12, пом. II, ком. 9 - 13, ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1066950072837, ИНН 6950019730 (далее - Министерство), от 02.06.2022 N 151 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономического развития администрации города Твери, адрес: 170001, г. Тверь, пр. Калинина, д. 62, ОГРН 1146952016738, ИНН 6950186298 (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 23.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2022, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.08.2022 и постановление от 18.10.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает в кассационной жалобе Общество, в приложении N 1 к приказу Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери от 26.02.2016 N 100 обозначены границы прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 91 (далее - Детский сад) территории; в соответствии с приложением N 1 к приказу от 26.02.2016 N 100 вход на территорию Детского сада для посетителей и пешеходные пути к нему расположены на противоположной от магазина Общества границе прилегающей территории Детского сада; со стороны д. 3 по ул. Александра Попова, в котором располагается магазин Общества, отсутствуют пешеходные пути к прилегающей территории Детского сада; в силу пункта 9 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 N 2220 (далее - Правила N 2220), приказ от 26.02.2016 N 100 является действующим.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Департамент, Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, у Общества имелась действующая лицензия от 13.08.2019 N 69РПА0002788 на розничную продажу алкогольной продукции; согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
На основании договора от 15.10.2021 N АМ-5319-15/2021 Общество арендовало у Корнеева Сергея Валерьевича нежилое помещение V, расположенное в д. 3 по ул. Александра Попова в г. Твери (далее - Помещение), с целью размещения в нем магазина с торговым наименованием "Красное и белое".
В связи намерением осуществлять в Помещении лицензируемую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции Общество 08.04.2022 обратилось к Министерству с заявлением о переоформлении лицензии от 13.08.2019 N 69РПА0002788.
С целью проверки соблюдения Обществом требований пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией в Помещении Министерство направило Департаменту межведомственный запрос.
Согласно письму Департамента от 18.04.2022 N 22/506и расстояние от входа на обособленную территорию Детского сада, расположенного у д. 4а по Волоколамскому пр. в г. Твери, до входа в Помещение составляет менее 70 м, следовательно, Помещение располагается в границах территории, на которой в силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, постановления администрации города Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление N 913) не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Решением от 02.06.2022 N 151 Министерство отказало Обществу в переоформлении лицензии от 13.08.2019 N 69РПА0002788 в связи с невыполнением требований пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Не согласившись с данным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из пункта 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения места нахождения лицензиата или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
В силу пункта 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) названного Закона, проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с Правилами N 2220 (пункт 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1.1.1 Постановления N 913 установлено минимальное расстояние от зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования) и организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, составляющее 70 м.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 913 расстояния, установленные пунктом 1 названного Постановления, определяются от входа для посетителей организаций и объектов, перечисленных в пункте 1 данного Постановления, до ближайшего входа для посетителей стационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг общественного питания, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции), при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до ближайшего входа для посетителей в стационарный торговый объект (объект по оказанию услуг общественного питания, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции).
Расстояние измеряется в метрах по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей). При пересечении пешеходной зоны проезжей частью расстояние определяется по пешеходному переходу.
Как установили суды двух инстанций на основании письма Детского сада от 03.08.2022 N 65, направленного Департаменту, калитка для доступа на прилегающую к Детскому саду территорию, ранее использовавшаяся для хозяйственных нужд, по просьбе родителей детей и сотрудников Детского сада с 2022 года используется посетителями и сотрудниками для входа на территорию Детского сада и выхода с нее.
Согласно составленному сотрудником Департамента с использованием дорожного курвиметра акту обследования территории от 14.04.2022 N 54 расстояние от входа на обособленную территорию Детского сада, расположенного со стороны д. 4а по Волоколамскому пр. в г. Твери (калитки, не использовавшейся до 2022 года для входа посетителей), составило 51 м, что менее расстояния, указанного в пункте 1.1.1 Постановления N 913.
Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто. Доказательств, опровергающих использование посетителями Детского сада вышеупомянутого входа для доступа на прилегающую к Детскому саду территорию, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах с учетом информации, предоставленной Департаментом Министерству в письме от 18.04.2022 N 22/506и на основании межведомственного запроса, требований подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, Постановления N 913 у Министерства имелись правовые основания для отказа в переоформлении имеющейся у Общества лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
При рассмотрении дела и в кассационной жалобе Общество сослалось на то, что дополнительный вход на прилегающую территорию Детского сада (калитка со стороны д. 4а по Волоколамскому пр. в г. Твери) не был учтен при утверждении приказом от 26.02.2016 N 100 границ прилегающей к Детскому саду территории.
Общество указало, что пунктом 8 действовавших до 01.01.2021 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, границы прилегающих территорий определялись в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагались схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
При этом изменения в приложение N 1 к приказу от 26.02.2016 N 100 (схему границ прилегающей к Детскому саду территории) в части указания дополнительного входа для посетителей не вносились, в связи с чем у Министерства отсутствовали основания для принятия решения от 02.06.2022 N 151.
Данные доводы Общества отклонены судами двух инстанций, поскольку неуказание в приложении N 1 к приказу от 26.02.2016 N 100 второго входа для посетителей на прилегающую к Детскому саду территорию не опровергает его наличия и расположения на расстоянии менее 70 м до стационарного объекта розничной торговли алкогольной продукцией.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правильности предоставленной Департаментом по запросу Министерства информации и законности оспариваемого решения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А66-9177/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с Правилами N 2220 (пункт 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
...
Общество указало, что пунктом 8 действовавших до 01.01.2021 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, границы прилегающих территорий определялись в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагались схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А66-9177/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2023 г. N Ф07-21482/22 по делу N А66-9177/2022