17 января 2023 г. |
Дело N А42-9883/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Ситиматик" Бабковой А.Ю. (доверенность от 14.04.2022),
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2022 по делу N А42-9883/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик" (119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, эт. 1, пом. IV, ком. 1-33, 35-53; ОГРН 1117746488232; ИНН 7725727149; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10; далее - Административная комиссия) от 27.10.2021 N 847/07-05 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Северная сова" (183053, г. Мурманск, п-д Михаила Бабикова, д. 1, кв. 36; ОГРН 1175190007112; ИНН 5190072360), некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" (183031, г. Мурманск, ул. Подстаницкого, д. 1; ОГРН 1135100000606; ИНН 5190996259; далее - Фонд), общество с ограниченной ответственностью "Веста-2С" (196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Сетевая, д. 16; ОГРН 1027809006675; ИНН 7820018248; далее - ООО "Веста-2С"), индивидуальный предприниматель Мезенев Валерий Петрович.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Административная комиссия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе обследования территории Октябрьского административного округа г. Мурманска специалистами Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска выявлено и зафиксировано в акте от 14.09.2021, что на контейнерной площадке, имеющей адресную привязку к многоквартирному дому по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 72, в месте, предназначенном для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), включая крупногабаритные отходы (КГО), наблюдается перенакопление КГО в виде строительной смеси, досок, облицовочных панелей, в том числе складированных в мешки для строительных отходов; ввиду перенакопления указанного вида отходов, часть КГО не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами; указанные отходы по составу соответствуют отходам, образующимся в процессе текущего ремонта жилищ и помещений в многоквартирных домах.
Придя к выводу о том, что Общество, являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области (включая своевременный вывоз отходов с мест их накопления), не обеспечило своевременный вывоз КГО с указанной контейнерной площадки, что привело к перенакоплению отходов, складированию их вне сборника для КГО (вне установленного места), загрязнению придомовой территории, Управление Октябрьского административного округа г. Мурманска составило в отношении него протокол от 11.10.2021 N 26-11-03/546 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Постановлением Административной комиссии от 27.10.2021 N 847/07-05 Общество привлечено к указанной административной ответственности, ему назначено назначение в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из недоказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила N 40-712).
В соответствии с пунктом 5.2.14.1 Правил N 40-712 контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования КГО (пункт 5.2.14.4 N 40-712).
КГО собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования КГО, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил N 40-712).
В силу пункта 10.2.7.12 Правил N 40-712 переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города такими отходами запрещается.
Повторное в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
При этом вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования, а места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 12 Правил N 1156).
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО города Мурманска, размещенном на сайте Администрации города Мурманска, спорная контейнерная площадка предназначена для сбора ТКО от собственников многоквартирных домов N 3 по ул. Самойловой, N 72 и N 74 по пр. Ленина.
Судами также установлено, что согласно акту от 14.09.2021 в месте, предназначенном для накопления ТКО (включая КГО), наблюдается перенакопление КГО в виде строительной смеси, досок, облицовочных панелей, в том числе складированных в мешки для строительных отходов; ввиду перенакопления указанного вида отходов часть КГО не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В пункте 2 Правил N 1156 определено, что КГО - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242) твердые коммунальные и строительные отходы разделены по классификации: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (код 89000001724) и "лом строительного кирпича незагрязненный" (код 82310101215), входящие в состав блока "отходы строительства и ремонта" (код 80000000000).
В соответствии с ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" строительные отходы - это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций (пункт 3.2); вывоз строительных отходов с объектов образования строительных отходов и мест хранения строительных отходов осуществляется собственниками (владельцами) строительных отходов либо перевозчиками строительных отходов в соответствии с заключенными договорами (пункт 7.3).
Судами двух инстанций установлено, что 14.09.2021 на момент обследования спорной контейнерной площадки продолжались работы по ремонту фасада дома N 72 по пр. Ленина в рамках договора от 26.12.2020 N 2020-СМР-ОКН-100, заключенного между Фондом и ООО "Веста-2С".
Как указали суды, из представленных в материалы дела фотографий спорной контейнерной площадки с очевидностью усматривается, что находящиеся на ней отходы в виде досок могли быть образованы в результате разборки строительных лесов, использованных для ремонта фасадов зданий; строительная смесь, содержащая куски штукатурки, складированная в мешки для строительного мусора, также могла быть образована в ходе ремонта фасадов зданий.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что выявленные в ходе обследования на спорной контейнерной площадке отходы в виде строительной смеси, досок, облицовочных панелей, в том числе складированных в мешки для строительных отходов, не относятся к ТКО, а могли относиться к отходам от капитального ремонта, образованным, в частности, при ремонте фасада дома N 72 по пр. Ленина. При этом обязанность вывоза таких отходов на регионального оператора (Общества) не возложена.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2022 по делу N А42-9883/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" строительные отходы - это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций (пункт 3.2); вывоз строительных отходов с объектов образования строительных отходов и мест хранения строительных отходов осуществляется собственниками (владельцами) строительных отходов либо перевозчиками строительных отходов в соответствии с заключенными договорами (пункт 7.3).
...
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2022 по делу N А42-9883/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2023 г. N Ф07-18190/22 по делу N А42-9883/2021