19 января 2023 г. |
Дело N А52-1518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Елагиной О.К., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 19.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Проект" на решение Арбитражного суда Псковской области от 15.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А52-1518/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мост-Проект", адрес: 127015, Москва, Большая Новодмитровская улица, дом 59, 2 этаж, помещение 9, ОГРН 1062310038438, ИНН 2310118895 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к государственному бюджетному учреждению Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области", адрес: 180002, Псковская область, город Псков, Госпитальная улица, дом 7а, ОГРН 1126027003805, ИНН 6027143462 (далее - Учреждение), о внесении изменений в контракт от 23.12.2020 N 01572000003200011110001, а именно: 1. Изложить пункт 6.2 контракта в следующей редакции: "6.2. Срок окончания выполнения работ: работы выполняются поэтапно в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты заключения контракта в соответствии с календарным планом работ (приложение N 3 к контракту)"; 2. Изложить пункт 3.1 контракта в следующей редакции: "3.1. Общая стоимость работ по контракту составляет 5 841 684 руб. 80 коп. (далее - цена контракта), налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается, в том числе: в 2020 году - 0 руб., НДС не облагается; в 2021 году - 1 922 944 руб. 80 коп., НДС не облагается; в 2022 году - 3 918 740 руб., НДС не облагается"; 3. Установить следующие сроки выполнения 2 этапа работ: "Инженерно-экологические работы (35,3%). Инженерно-гидрометеорологические работы. Разработка проектной документации. Разработка проекта планировки и проекта межевания территории. Экологическая экспертиза. Сохранность объектов культурного наследия. Разработка проекта оценки ущерба, наносимого ихтиофауне. Подготовка, сдача и техническое сопровождение проектной документации в органах государственной экспертизы. Получение положительного заключения по проектной документации. Передача заказчику откорректированной в соответствии с заключением государственной экспертизы проектной документации, а также прочей документации согласно заданию на проектирование, по государственному контракту от 23.12.2020 N 01572000003200011110001: с 23.12.2020 по 23.12.2022".
Решением суда первой инстанции от 15.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не применили подлежащие применению положения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не содержит запрета на изменение в судебном порядке условий государственного контракта в связи с существенным изменением условий его исполнения.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит жалобу отклонить.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Учреждением (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) был заключен контракт от 23.12.2020 N 01572000003200011110001.
В соответствии с условиями контракта подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Неелово - Кудина Гора - Печоры на участке (18+470) км - (19+470) км в Печорском районе Псковской области в соответствии с заданием на подготовку проектной документации (приложение N 1 к контракту), а заказчик, выступающий в интересах Псковской области, обязался принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Сторонами также подписаны дополнительные соглашения от 18.01.2021 N 1 и от 28.01.2021 N 2 к контракту.
Общая стоимость работ по контракту - 5 841 684 руб. 80 коп., НДС не облагается, в том числе: в 2020 году - 1 922 944 руб. 80 коп., в 2021 году - 3 918 740 руб. (пункт 3.1 контракта).
Из пункта 6.1 контракта следует, что предусмотренная контрактом работа выполняется в сроки, определяемые заданием на подготовку проектной документации (приложение N 1 к контракту) и календарным планом работ (приложение N 3 к контракту).
Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что работы выполняются поэтапно в течение 12 месяцев с даты заключения контракта в соответствии с календарным планом работ (приложение N 3).
Согласно пункту 6.5 контракта датой выполнения работ по контракту считается подписание заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта срок окончания выполнения работ корректируется при изменении лимитов бюджетных обязательств согласно закону о бюджете Псковской области на соответствующий финансовый год, при этом изменения вносятся заключением дополнительного соглашения к контракту.
Работы по контракту выполняются в два этапа (пункт 7.3).
Первый этап работ включает: сбор исходных данных, предпроектное обследование моста, инженерно-геодезические работы, инженерно-геологические работы, инженерно-экологические работы, инженерно-гидрометеорологические работы, разработку проектной документации (частично) (пункт 7.3.1 контракта).
На втором этапе выполняется: разработка проектной документации (частично); разработка проекта планировки и проекта межевания территории, экологическая экспертиза, сохранность объектов культурного наследия, разработка проекта оценки ущерба, наносимого ихтиофауне; подготовка, сдача и техническое сопровождение проектной документации в органах государственной экспертизы; получение положительного заключения по проектной документации; передача заказчику откорректированной в соответствии с заключениями государственной экспертизы проектной документации, а также прочей документации согласно заданию на проектирование (пункт 7.3.2 контракта).
В соответствии с календарным планом (приложение N 3 к контракту) этап N 1 включает 64,7% работ на сумму 1 922 944 руб. 80 коп. со сроком выполнения - с даты заключения контракта по 25.12.2020; этап N 2 включает 35,3% работ на сумму 3 918 740 руб. со сроком выполнения - с 26.12.2020 по 23.12.2021.
Порядок сдачи и приемки работ согласован в разделе 7 контракта.
Как установлено судом первой инстанции, работы по первому этапу выполнены подрядчиком и сданы заказчику в полном объеме по акту от 23.03.2021 N 1.
Согласно пункту 15.1 контракта внесение изменений в контракт производится в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Изменения в контракте оформляются дополнительным соглашением сторон, которое становится неотъемлемой частью контракта с даты его подписания сторонами. Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в том числе:
1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта;
2) если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренный контрактом объем работ не более чем на десять процентов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
При исполнении контракта по согласованию сторон допускается выполнение работ качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Подрядчик приступает к выполнению дополнительных объемов работ только после получения согласования заказчика. Превышение подрядчиком объемов и стоимости работ, не подтвержденные соответствующим дополнительным соглашением сторон, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
Общество ссылается на то, что оно своевременно приступило к исполнению контракта, однако при выполнении работ по второму этапу возникли не зависящие от него обстоятельства, препятствующие сдаче работ в срок.
В связи с тем, что Учреждение отказалось в досудебном порядке вносить изменения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства спора и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 450, 451 ГК РФ, Закона о контрактной системе, исходил из недоказанности истцом существенного изменения обстоятельств после подписания контракта, из которых стороны исходили при его заключении; приведенные истцом обстоятельства не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, и допускающих изменение существенных условий контракта, в том числе срока выполнения работ.
Недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А52-1518/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Проект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства спора и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 450, 451 ГК РФ, Закона о контрактной системе, исходил из недоказанности истцом существенного изменения обстоятельств после подписания контракта, из которых стороны исходили при его заключении; приведенные истцом обстоятельства не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, и допускающих изменение существенных условий контракта, в том числе срока выполнения работ.
Недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2023 г. N Ф07-20847/22 по делу N А52-1518/2022