19 января 2023 г. |
Дело N А21-13873/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пряхиной Ю.В., судей Власовой М.Г., Филиппова А.Е.,
рассмотрев 16.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВК-Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А21-13873/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, пом. лит. XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВК-Калининград", адрес: 236022, Калининград, пр. Мира, д. 18-20 А, пом. X, ОГРН 1143926026760, ИНН 3906331712 (далее - Общество), о взыскании задолженности за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 в сумме 1 037 963,13 руб. и пеней за период с 10.03.2020 по 07.12.2021 в сумме 290 043,86 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что судами не был исследован вопрос обязанности заключения договора собственниками и арендаторами помещений; судами не было установлено, кто является собственником помещений и кто является арендатором помещений.
Общество также указывает на то, что Предприятие не могло оказывать ему услуги по вывозу ТКО в 2019 году; заявка на заключение договора поступила в 2020 году, ранее стороны не имели никаких договорных правоотношений, что не было учтено судами.
Общество отмечает, что оно выполняет функции управляющей компании применительно к зданию торгового центра "Гермес" по адресу: Калининград, Советский пр., д. 2А, но не является его собственником; помещения в данном торговом центре Общество также не арендует; оно неоднократно сообщало в переписке Предприятию, что арендаторы и собственники помещений, являясь по закону собственниками ТКО, самостоятельно заключают договоры на вывоз ТКО с Предприятием, а также просило произвести перерасчет цены договора.
Податель жалобы указывает на то, что суды приняли решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены оспариваемого решения по пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2019 Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области и действует на основании лицензии от 24.09.2019 N (39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и соглашения от 20.06.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируется Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Как указано в пункте 8(11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
На основании поданной Обществом заявки от 13.02.2020 вх. N 5201 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор подготовил договор N 230114857 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно расписке договор N 230114857 был получен Обществом 17.03.2020, однако до настоящего времени подписанный экземпляр договора в адрес Предприятия не поступил, доказательства направления такого договора региональному опретору в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и считается заключенным по типовой форме.
Таким образом, договор N 230114857 на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в договоре.
В соответствии с условиями типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В Приложении N 1 к типовому договору указаны следующие сведения: наименования объектов, объемы принимаемых ТКО, места накопления, периодичность вывоза. Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы от 07.12.2018 N 96-04окк/18" единый тариф на услуги регионального оператора составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб./куб. м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб./куб. м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы от 16.12.2020 N 124-05окк/20 "О внесении изменений в приказ Службы от 17.12.2019 N 131-07окк/19" установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 488,57 руб./куб. м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 506,16 руб./куб. м; с 01.01.2021 по 30.06.2021-506,16 руб./куб. м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 523,37 руб./куб. м (НДС не облагается). Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Предприятие формировало и направляло Обществу платежные документы на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение договора. Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства от 14.05.2018 N 218.
Расчет объема ТКО Общества произведен на основании представленных Обществом документов и норматива накопления ТКО согласно приложению N 2 к Приказу N218.
Предприятие оказало услуги по договору за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 на сумму 1 037 963,13 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами, подписанными региональным оператором.
В связи с неоплатой данных услуг Предприятие направило в адрес Общества претензию от 18.10.2021 с требованием оплатить имеющуюся задолженность и неустойку за нарушение сроков оплаты услуг.
Поскольку Общество в добровольном порядке указанные денежные средства не оплатило, Предприятие обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 19.07.2022 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрены.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании требуемой платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения; инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также по его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом именно собственник ТКО инициирует заезд машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения оплаты региональному оператору, во-вторых, не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору.
С учетом изложенного следует признать, что не является основанием для освобождения собственника ТКО от обязанности по оплате услуг регионального оператора и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору.
В части правового статуса Общества и отсутствия обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО суды верно указали следующее.
Согласно приложенному к заявке на заключение договора протоколу общего собрания собственников нежилых помещений здания ТЦ "Гермес", расположенного по адресу: г. Калининград, Советский проспект, д. 2А, управляющей компанией, оказывающей услуги по организации содержания здания является Общество, в том числе по организации услуг по вывозу мусора. В адрес Общества неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить копии договоров аренды, а также список арендаторов, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях по приведенному адресу, чего Обществом сделано не было. При этом, само Обществом в письме от 31.07.2020 N 11462 ссылалось на то, что является собственником ТЦ "Гермес".
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о наличии у Общества обязанности по заключению договора с региональным оператором, а также о необходимости удовлетворения требований в части взыскания суммы основного долга.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доказывать то обстоятельство, что Общество не обязано заключать договор на ТКО (в том числе в качестве управляющей компании, уполномоченной на заключение такого договора собственниками либо арендаторами помещений), с учетом того факта, что заявку на заключение договора подало непосредственно Общество, должен именно ответчик. Кассационный суд отмечает, что Общество не было лишено возможности в ходе рассмотрения дела по существу представить в материалы дела выписку из Единого государственного реестра недвижимости или решение собственников о прямом управлении нежилыми помещениями без управляющей компании (Общества).
Ссылка Общества на то, что суды приняли решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению кассационным судом, поскольку выводы о правах и обязанностях арендаторов помещений в судебных актах отсутствуют, в связи с чем арендаторы не были привлечены судом первой инстанции к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество представляло региональному оператору реквизиты арендаторов нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 24 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
За период просрочки оплаты за период с 10.03.2020 по 07.12.2021 региональный оператор начислил Обществу неустойку в сумме 290 043,86 руб.
Расчет неустойки проверен судами, признан обоснованным и арифметически правильным и, как полагает кассационный суд, соответствует фактическим обстоятельствам, установленным на основании представленных в дело доказательств.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А21-13873/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВК-Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
Ю.В. Пряхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании требуемой платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения; инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также по его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом именно собственник ТКО инициирует заезд машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения оплаты региональному оператору, во-вторых, не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А21-13873/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВК-Калининград" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2023 г. N Ф07-17599/22 по делу N А21-13873/2021