19 января 2023 г. |
Дело N А66-11394/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" главы поселения Жукова Р.С. (решение Совета депутатов от 26.10.2018 N 8), Андрияновой М.В. (доверенность от 10.08.2022),
рассмотрев 11.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А66-11394/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение", адрес: 170533, Тверская обл., Калининский р-н, дер. Аввакумово, д. 5, ОГРН 1056900235292, ИНН 6924013370 (далее - Администрация), обратилась в арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, адрес: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Агентство), Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление), о признании незаконными действий Агентства, выразившихся в отказе от 30.08.2019 N СА-10/29140 в согласовании схемы раздела единого землепользования с кадастровым номером 69:10:0000020:144, площадью 4 033 244 кв.м, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Аввакумовское сельское поселение, в районе деревни Аввакумово, путем образования земельных участков: ЗУ1 (170 кв.м), ЗУ2 (170 кв.м), ЗУЗ (1002 кв.м), ЗУ4 (8499 кв.м), ЗУ5 (61 572 кв.м), ЗУ6 (2 620 020 кв.м), ЗУ7 (10 417 кв.м), ЗУ8 (107 714 кв.м), ЗУ9 (80 751 кв.м), ЗУ10 (33 402 кв.м), ЗУ11 (60 570 кв.м), ЗУ12 (369 751 кв.м), ЗУ13 (4539 кв.м), ЗУ14 (408 002 кв.м), ЗУ15 (7404 кв.м), ЗУ16 (125 163 кв.м), ЗУ17 (25 152 кв.м), ЗУ18 (10 583 кв. м), ЗУ19 (16 903 кв.м), ЗУ20 (42 068 кв.м), согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; обязании Агентство совершить необходимые распорядительные действия по передаче в муниципальную собственность Аввакумовского сельского поселения (далее - Поселение) указанных земельных участков (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тверские овощи", адрес: 171296, Тверская область, Конаковский район, дер. Кошелево, д.1, ИНН: 6950066120, ОГРН: 1076952023246.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение от 27.06.2022 и постановление от 26.09.2022, требования Администрации удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды неверно определили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Агентство и Управление извещены в соответствии с требованиями АПК РФ о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000020:144 (единое землепользование), относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположение которого установлено относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Калининский р-н в районе дер. Аввакумово.
Администрация 30.04.2019 обратилась в Агентство с заявлением, в котором просила передать из федеральной собственности в муниципальную собственность земельные участки, предлагаемые к образованию из земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:144, согласовать схему раздела единого землепользования путем образования земельных участков:
ЗУ1 (170 кв.м), ЗУ2 (170 кв. м), ЗУЗ (1002 кв.м), ЗУ4 (8499 кв. м), ЗУ5 (61 572 кв. м), ЗУ6 (2 620 020 кв. м), ЗУ7 (10 417 кв. м), ЗУ8 (107 714 кв. м), ЗУ9 (80 751 кв. м), ЗУ10 (33 402 кв. м), ЗУ11 (60 570 кв. м), ЗУ12 (369 751 кв. м), ЗУ13 (4539 кв. м), ЗУ14 (408 002 кв. м), ЗУ15 (7404 кв. м), ЗУ16 (125 163 кв. м), ЗУ17 (25 152 кв. м), ЗУ18 (10 583 кв. м), ЗУ19 (16 903 кв. м), ЗУ20 (42 068 кв. м).
Письмом от 30.08.2021 N СА-10/29140 Агентство отказало в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:144 и в передаче предлагаемых к образованию из него земельных участков, мотивировав отказ тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.02.2019 N КУВИ-001/2019-2752499 постановлением от 15.11.2018 N 184607023/6914 Конаковским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000020:144 наложен арест, а земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0000020:346, 69:10:0000020:464, 69:10:0000020:462, 69:10:0000020:709, 69:10:0000020:344; 69:10:0000020:705 являются обособленными (условными) участками, входящими в единое землепользование с кадастровым номером 69:10:0000020:144 и следующим и его судьбе. При этом, на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000020:344 расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности в силу закона: склад с кадастровым номером 69:10:0000020:636, артезианская скважина с кадастровым номером 69:10:0000020:637, сенной сарай с кадастровым номером 69:10:0000020:227, силосная траншея с подъездными путями с кадастровым номером 69:10:0000020:187, загон для скота с кадастровым номером 69:10:0000020:638, склад минеральных удобрений с кадастровым номером 69:10:0000020:226, коровник с кадастровым номером 69:10:0000020:186.
Помимо изложенного Агентство указало, что согласно карте градостроительного зонирования, входящий в состав правил землепользования и застройки Поселения, размещенной в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:705 находится водный объект - река Орша.
Посчитав, что указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Администрации, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили правовых оснований для удовлетворения заявления.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 39.31 ЗК РФ в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 этого Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 этого Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 ЗК РФ основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу пункта 9 статьи 39.31 ЗК РФ, если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
С целью проверки оснований отказа, выраженных в письме Агентства от 30.08.2021 N СА-10/29140, суд первой инстанции определением от 01.03.2021 назначил судебную землеустроительную экспертизу.
Согласно экспертному заключению от 05.08.2021 N 08/05/21 на предлагаемых к образованию земельных участках ЗУ1-ЗУ20 объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 69:10:0000020:636, 69:10:0000020:227, 69:10:0000020:187, 69:10:0000020:638, 69:10:0000020:226, 69:10:0000020:186 не расположены. Данные объекты капитального строительства остаются в измененных границах единого землепользования с кадастровым номером 69:10:0000020:144. На предлагаемых к образованию земельных участках ЗУ9, ЗУ10, ЗУ11, ЗУ12, ЗУ14 водный объект - р. Орша не находится, данные участки находятся в непосредственной близости к нему. Границы образуемых земельных участков ЗУ1-:ЗУ20 не пересекают водный объект - р. Оршу. Вместе с тем, объект недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000020:637 располагается на земельном участке ЗУ3 площадью 1002 кв. м, находящемся в перечне участков, испрашиваемых в муниципальную собственность.
Администрация с учетом результатов проведенной экспертизы уточнила требования и просила признать незаконными действия Агентства, выразившиеся в отказе N СА-10/29140 от 30.08.2019 в согласовании схемы раздела единого землепользования с кадастровым номером 69:10:0000020:144 путем образования земельных участков, в том числе, участка ЗУ3 площадью 8499 кв. м, изменив количество образуемых участков, а также их нумерацию.
Однако письмом N СА-10/29140 от 30.08.2019, которое оспаривается Администрацией в рамках настоящего дела, Агентством было отказано в согласовании схемы раздела единого землепользования с кадастровым номером 69:10:0000020:144 путем образования земельных участков, в том числе участка ЗУ3 площадью 1002 кв. м, на котором расположен объект недвижимости артскважена с кадастровым номером 69:10:0000020:637, находящийся согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 04.02.2019 в собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания действий Агентства, выразившихся в отказе N СА-10/29140 от 30.08.2019 в согласовании схемы раздела единого землепользования с кадастровым номером 69:10:0000020:144, у судов отсутствовали.
Требование о признании действий Агентства или Управления по отказу в 2022 году в согласовании измененной схемы Администрацией в рамках настоящего дела заявлены не были.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, письмо Администрации от 24.12.2021 N 552 и ответ Агентства от 28.01.2022 N 10/2685 не были представлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с чем, данные документы не являлись предметом оценки суда первой инстанции. Предметом рассмотрения настоящего дела являлся отказ Агентства, выраженный в письме от 30.08.2019 N СА-10/29140. Отказ в утверждении измененной схемы, изложенный в письме от 28.01.2022 N 10/2685, Администрация в рамках настоящего дела не оспаривала, следовательно, у судов отсутствовали правовые основания для оценки его правомерности при рассмотрении настоящего дела.
При таких положении суды правомерно отказали в удовлетворении требований Администрации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А66-11394/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 этого Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 этого Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 ЗК РФ основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу пункта 9 статьи 39.31 ЗК РФ, если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2023 г. N Ф07-21782/22 по делу N А66-11394/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21782/2022
26.09.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7112/2022
27.06.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-11394/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-11394/19