24 января 2023 г. |
Дело N А05-6164/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И., рассмотрев 24.01.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по делу N А05-6164/2022, в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диалес", адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 36, офис 4, ОГРН 1162901056955, ИНН 2901277361 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Дагестанской таможне, адрес: 367013, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупова, д. 24, ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036 (далее - таможня, таможенный орган), о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2022 N 10801000-3376/2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 02.08.2022 (мотивированное решение изготовлено 11.08.2022) оспариваемое постановление признано незаконным и отменено/
Постановлением апелляционного суда от 07.11.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 11.08.2022 и постановление от 07.11.2022, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Как полагает податель жалобы, при декларировании товара фитосанитарный сертификат представлен на иной вывозимый товар: "пиломатериалы_", что не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с территории ЕАЭС; таможенным специалистом установлено, что фактически общество перевозило не пиломатериалы, на которые оформлен представленный им таможне фитосанитарный сертификат, а лесоматериалы; ошибочен вывод судов, что различия в определениях понятий "пиломатериалы" и "лесоматериалы", применяемые в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД ЕАЭС, не являются достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата.
В отзыве на кассационную жалобу общество, считая решение от 11.08.2022 и постановление от 07.11.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, 13.11.2020 перевозчиком ОАО "РЖД" таможенному посту ЖДПП Дербент таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) представлен товар в железнодорожном вагоне N 54510011 по железнодорожной накладной от 03.11.2020 N 29851920, счету-фактуре от 29.10.2020 N 878, фитосанитарному сертификату от 27.10.2020 N 031290406271020005, отгрузочной спецификации, заявленный декларантом - обществом по декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/301020/0046989 Северо-Западному таможенному посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни как товар - пиломатериалы из сосны обыкновенной и ели обыкновенной, коды ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, 4407129100, общим весом брутто 64 700 кг, в объеме 109 м3.
Отправителем товара является общество, получателем - ООО "MRT" (Азербайджанская Республика).
При совершении технологической операции "Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС" применен профиль риска, по результатам которого применены меры по минимизации риска, связанного с проведением таможенного досмотра и привлечением таможенного эксперта - специалиста.
В ходе проведенного на таможенном посту ЖДПП Дербент таможенного досмотра ж/д вагона (акт N 10801040/151120/001125) установлено, что фактический объем товара соответствует заявленным сведениям.
Согласно заключению специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317 исследованный товар, задекларированный по ДТ N 10228010/301020/0046989, представляет собой лесоматериал - доску обрезную из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная.
В ходе документальной проверки установлено, что представленный для убытия фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290406271020005, выдан на товар "saw-timber conyferons, 113 m3; stoiki 1 m3" (пиломатериалы), что согласно названному заключению специалиста не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС.
Таможня пришла к выводу что общество, представив в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при убытии товара разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290406271020005), относящийся к товару "Пиломатериалы обрезные...", и не представив разрешительный документ на фактически вывозимый товар "Лесоматериал обрезной...", допустило несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ.
Определением таможни от 18.11.2020 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10801000-3376/2020 по статье 16.3 КоАП РФ.
По итогам административного расследования в отношении общества составлен протокол от 18.02.2021 об административном правонарушении по названной статье Кодекса.
Постановлением таможни от 28.01.2022 N 10801000-3376/2020 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, удовлетворили заявление общества, признали незаконным и отменили оспариваемое постановление таможни.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Союза или из Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995, должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.
В силу пункта 2.1 Положения в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, партия подкарантинной продукции - это количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Согласно упомянутому Перечню лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, классифицируемые в товарной позиции 4407 ТН ВЭД, относятся к подкарантинной продукции с высоким санитарным риском при помещении которых в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, требуется фитосанитарный сертификат.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
В данном случае, как следует из оспариваемого постановления таможенного органа, а также из протокола об административном правонарушении от 18.02.2021, при убытии за пределы таможенной территории ЕАЭС в отношении задекларированного по ДТ N 10228010/301020/0046989 товара "пиломатериалы из сосны обыкновенной, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300", "пиломатериалы из ели обыкновенной, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100", ГОСТ 8486-86, общим объемом 109 куб. м., весом брутто 64 700 кг, общество представило фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290406271020005, который таможня сочла неотносимым к товару, фактически представляющему собой лесоматериалы.
Как установили суды, поименованный в протоколе и постановлении таможни фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290406271020005 представлен в материалы дела и выдан в отношении товара "saw-timber coniferous 115 m3; stoyki 1 m3", то есть на пиломатериалы.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
По ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" отраженное в фитосанитарном сертификате наименование "Saw timber" относится к пиломатериалу.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта от 09.09.2014 N 1040-ст) лесоматериалы: материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию.
Согласно пункту 4.1 названного ГОСТа пиломатериалы: Материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров.
Описание товаров (пиломатериалы из сосны и ели обыкновенных обрезные, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевые соединения) соответствует определению пиломатериалов.
Таможня не опровергла соответствие вывозившихся обществом товаров требованиям ГОСТ 8486-86, кроме того, в заключении специалиста также не опровергнуто соответствие вывозившихся обществом пиломатериалов требованиям названного ГОСТа и ГОСТ 32714-2014, не указано, что товары не являлись пиломатериалами.
В заключении специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317 спорные товары также идентифицированы как пиломатериалы прямоугольного сечения.
Материалами дела подтверждено и таможней не опровергнуто, что представленный обществом фитосанитарный сертификат оформлен в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.10.2016 N 478 "Об утверждении форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" на основании документов, представленных обществом в соответствии с пунктом 8.1 ранее действовавшего Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293.
Таможня нормативно не обосновала необходимость поименовать товары, указанные в выданном обществу фитосанитарном сертификате, как "лесоматериалы", а не "пиломатериалы".
При этом ссылка таможни в обоснование своих выводов на наименование товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС несостоятельна, поскольку исходя из пояснений к указанной товарной позиции, данных в рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21, пиломатериалы (за исключением профилированных пиломатериалов товарной позиции 4409) классифицируются в товарной позиции 4407.
Таможня, заявляя о том, что вывозившиеся обществом товары являлись лесоматериалами, а не пиломатериалами, классифицируемыми в товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС, не оспаривает правильность классификации обществом спорных товаров в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.
Различия в определениях понятий "лесоматериалы" и "пиломатериалы", применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД ЕАЭС, достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата не являются.
Представленные обществом коммерческие документы на товары, перевозившиеся в железнодорожном вагоне N 54510011, однозначно свидетельствуют об относимости фитосанитарного сертификата от 27.10.2020 N 031290406271020005 к пиломатериалам, перевозившимся в названном вагоне.
Следовательно, общество представило в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС фитосанитарный сертификат на вывозившиеся товары, подтвердило соблюдение запретов и ограничений в отношении подкарантинной продукции, а вывод таможни о непредставлении обществом сертификата на вывозившиеся по ДТ товары не соответствует обстоятельствам дела и не основан на каких-либо доказательствах, представленных в материалы дела.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в действиях общества события административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно и выводы судебных инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по делу N А05-6164/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные обществом коммерческие документы на товары, перевозившиеся в железнодорожном вагоне N 54510011, однозначно свидетельствуют об относимости фитосанитарного сертификата от 27.10.2020 N 031290406271020005 к пиломатериалам, перевозившимся в названном вагоне.
Следовательно, общество представило в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС фитосанитарный сертификат на вывозившиеся товары, подтвердило соблюдение запретов и ограничений в отношении подкарантинной продукции, а вывод таможни о непредставлении обществом сертификата на вывозившиеся по ДТ товары не соответствует обстоятельствам дела и не основан на каких-либо доказательствах, представленных в материалы дела.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в действиях общества события административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по делу N А05-6164/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2023 г. N Ф07-22755/22 по делу N А05-6164/2022