24 января 2023 г. |
Дело N А42-6618/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от некоммерческой организации ассоциации землевладельцев "Северная усадьба" Каруковца Ю.А. (доверенность от 10.01.2023) и от индивидуального предпринимателя Шанкояна Оганеса Саркисовича представителя Каруковца Ю.А. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев 18.01.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы некоммерческой организации ассоциации землевладельцев "Северная усадьба" и индивидуального предпринимателя Шанкояна Оганеса Саркисовича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А42-6618/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, адрес: 183052, г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1055100201815, ИНН 5190136260 (далее - Министерство), обратилось в Октябрьский районный суд города Мурманска с иском к некоммерческой организации ассоциации землевладельцев "Северная усадьба", адрес: 183038, Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23, оф. 401, ОГРН 1105100000884, ИНН 5190921905 (далее - Ассоциация, НО АЗ "Северная усадьба"), о возмещении 13 789 824 руб. ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства Российской Федерации (делу присвоен номер 2-337/2020).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Шанкоян Оганес Саркисович, ОГРНИП 316519000073242, ИНН 519053273738 (далее - Предприниматель), и государственное областное казенное учреждение "Мурманское лесничество", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Верхнее-Ростинское шоссе, д. 53, ОГРН 1075190025041, ИНН 5190177757 (далее - Учреждение).
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 13.03.2020 дело N 2-337/2020 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 10.12.2021 Предприниматель привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) Министерство уточнило исковые требования и просило взыскать:
- с Ассоциации 12 023 474 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в самовольном выкапывании 4 водоемов на используемом лесном участке в выделах 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455 и выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества, и 351 592 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в незаконной установке ограждений (каменных, деревянных, металлических заборов) на используемом лесном участке в выделах 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455 и выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества;
- с Предпринимателя 791 524 руб. ущерба, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в самовольном выкапывании водоема на используемом лесном участке в выделах 12, 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455 и выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах Ассоциация и Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просят отменить принятые судебные акты и отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований. Податели жалоб считают, что истцом пропущен срок исковой давности, и настаивают на отсутствии с их стороны причинения вреда окружающей среде. Ассоциация и Предприниматель указывают, что спорные водоемы образовались вследствие разлива ручья, протекающего через лесные участки ответчиков, и при этом признаны Министерством в 2015 и 2019 годах пожарными водоемами. Кроме того, ответчики не согласны с размером заявленного ущерба и полагают, что он рассчитан некорректно.
В судебном заседании представитель подателей жалоб поддержал доводы, изложенные в жалобах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.10.2016 на территории государственного лесного фонда, на лесном участке в выделах 18, 19, квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455, выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества, используемом некоммерческим партнерством центром отдыха "Северная усадьба" (далее - НП ЦО "Северная усадьба", в настоящее время переименовано в НО АЗ "Северная усадьба"), сотрудниками прокуратуры Кольского района Мурманской области и специалистами Министерства установлено, что на указанном лесном участке возведены строения, не предусмотренные договором аренды и проектом освоения лесов, а именно возведены сплошные каменные, деревянные и металлические заборы (ограждения), что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных. Кроме того, на въезде к лесному участку возведено сооружение, состоящее из двух столбов и перекладины, которое ограничивает въезд транспортных средств на используемую территорию.
По факту выявленного нарушения прокуратурой Кольского района Мурманской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
За нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в создании на арендованном лесном участке объектов инфраструктуры, не предусмотренных проектом освоения лесов, Министерство постановлением от 06.10.2017 N 53-04541/2017 привлекло НП ЦО "Северная усадьба" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Законность указанного постановления подтверждена решением Кольского районного суда Мурманской области от 23.01.2018 по делу N 12-5/2018.
Кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 05.04.2017 по делу N 2-1043/2017 удовлетворены исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области о понуждении НП ЦО "Северная усадьба" демонтировать незаконное ограждение лесного участка.
Также Министерством был установлен факт самовольного снятия и уничтожения почвы ввиду незаконного выкапывания 4 водоемов на используемом лесном участке в выделах 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455 и выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества.
Ссылаясь на то, что в результате незаконных действий НП ЦО "Северная усадьба" по самовольному снятию и уничтожению почвы на территории арендованного лесного участка, государственному лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб, Министерство направило в адрес НП ЦО "Северная усадьба" претензию с требованием возместить причиненный ущерб.
Оставление НП ЦО "Северная усадьба" указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, констатировав обоснованность заявленных требований, удовлетворили их в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Ассоциации и Предпринимателя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 100 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 273), действовавшим в спорный период, утверждены таксы и методики исчисления размера вреда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Для разрешения вопроса о способе образования спорных четырех водоемов, а также определения периода их возникновения судом первой инстанции в порядке статей 82, 83 АПК РФ была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный гидрологический институт" (далее - ФГБУ "Государственный гидрологический институт").
Согласно заключению экспертизы ФГБУ "Государственный гидрологический институт" от 28.07.2021 водоем N 1 площадью 2098 кв. м, водоем N 2 площадью 1143 кв. м, водоем N 3 площадью 1880 кв. м, водоем N 4 площадью 2485 кв. м, расположенные на лесном участке в выделах 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества, имеют искусственное происхождение. Также экспертами был определен период возникновения спорных водоемов и установлено их создание в период фактического пользования смежными лесными участками ответчиками.
Оценив выводы указанной экспертизы в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, суды пришли к выводу, что спорные водоемы возникли вследствие незаконного производства земляных работ как Ассоциацией на арендованном ею лесном участке в установленных границах, так и Предпринимателем на арендованном им лесном участке.
Отклоняя довод ответчиков о том, что спорные водоемы являются противопожарными, суды на основании сведений Лесохозяйственного регламента Мурманского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 04.10.2018 N 412, приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации", Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.04.2012, данных таблицы 21 "Распределение территории лесного участка по классам пожарной опасности раздела 5.1 "Мероприятия по противопожарному обустройству лесов" проекта освоения лесов лесного участка, в выделах 12, 18, 19 квартала 454, выделах 14, 21 квартала 455, выделе 8 квартала 462 Туломского участкового лесничества Мурманского лесничества (со сроком действия до 30.12.2018, приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 25.05.2010 N 147) констатировали, что обустройство противопожарных водоемов на территории лесного участка, используемого как Ассоциацией, так и Предпринимателем, не предусмотрено ни действующим лесным законодательством, ни проектом освоения лесов, регламентирующим мероприятия по освоению лесного участка.
Проанализировав и изучив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание свидетельские показания Алексеева Е.В., который с 2014 по 2016 годы являлся членом НО АЗ "Северная усадьба", суды пришли к выводу о доказанности Министерством факта причинения ущерба лесному фонду, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникшими убытками, а также их размера.
Расчет ущерба, как указали суды, произведен на основании действовавших на момент совершения правонарушения Постановлений N 273 и N 310. Расчет проверен судами и признан верным.
Оценивая довод ответчиков о пропуске срока исковой давности, суды установили, что факт лесонарушения установлен Министерством 01.11.2016, при этом с исковым заявлением Министерство обратилось в Октябрьский районный суд г. Мурманска 16.04.2019, то есть в пределах общего срока давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, суды справедливо отметили, что согласно статье 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Пунктом 3 статьи 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
В данном случае Министерство предъявило исковые требования к Ассоциации и Предпринимателю, причинившим вред окружающей среде своими незаконными действиями по уничтожению природных ресурсов (почвы и лесного фонда), что в силу вышеназванной нормы опровергает доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А42-6618/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы некоммерческой организации ассоциации землевладельцев "Северная усадьба" и индивидуального предпринимателя Шанкояна Оганеса Саркисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.