24 января 2023 г. |
Дело N А52-355/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С.В., Родина Ю. А.,
при участии от Псковской таможни Большаковой О. С. (доверенность от 17.01.2023 N 08-31/014),
рассмотрев 24.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тех Инновация" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А52-355/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тех Инновация", адрес: 140002, Московская обл., г. Люберцы, Октябрьский пр., д.15, пом. VII, ч. N 11, эт. 6, ОГРН 1157746997154, ИНН 7734367848 (далее - Общество, ООО "Тех Инновация"), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне, адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - таможня, таможенный орган), о признании незаконным решения от 01.11.2021 N 10209000/210/011121/Т000404/001 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10209095/240919/0005500, после выпуска товаров.
Решением от 27.06.2022 требования отклонены.
Постановлением апелляционного суда от 19.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 27.06.2022 и постановление от 19.10.2022 отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, таможенный орган неправомерно определил таможенную стоимость на основании договора лизинга от 03.09.2019 и договора о принятии обязательств в связи с осмотром судна от 03.09.2019, данные договоры не могли быть представлены при регистрации права собственности на самолет, так как не содержали сведений о переходе права собственности к Обществу, запись о наличии обременения в виде ипотеки в силу закона означает лишь, что полная оплата за товар по контракту не осуществлена; необоснован вывод судов, что Общество считает законным владельцем спорного имущества компанию "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, в деле нет доказательств наличия у этого лица прав собственности на спорное имущество, также отсутствуют и доказательства исполнения договора лизинга; таможенный орган неправомерно не провел таможенную экспертизу рыночной стоимости спорного товара; принимая во внимание страховой сертификат, суды не учитывают, что страхователем является не Общество, а общество с ограниченной ответственностью АК "Эйр Экспресс", согласованная страховая сумма носит компенсационный характер и не отражает реальной стоимость объекта страхования.
В отзыве таможня просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения жалобы.
От Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Поскольку Общество своих представителей в суд не направило, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что генеральным директором Общества Шеменевым Ю. А. с применением электронной формы декларирования на ОТО и ТК N 3 Псковского таможенного поста Псковской таможни по ДТ N10209095/240919/0005500 задекларирован с помещением под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар N 1 - "гражданский самолет BOMBARDIER, модели CL-600-2B19, предназначен для использования в гражданской авиации, 2-х моторный, в транспортной комплектации, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска, с массой пустого снаряженного аппарата 9 292 кг. Не содержит источников ионизирующего и радиоактивного излучения. В полной комплектации, с набором бортового оборудования согласно техническим характеристикам. Поставляется без радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Модель двигателей - General Electric CF34-3B1 Turbofans с тягой по 40,7 КН каждый. Количество посадочных мест: до 12 пассажиров, экипаж - 2 пилота, цвет черный. Производитель: BOMBARDIER AEROSPACE, модель: CL-600-2B19, количество: 1 шт (происхождение: Канада)". Воздушное судно прибыло на таможенную территорию ЕАЭС (аэропорт Псков) 26.09.2019 в 16:33:58, рейс LZ-ZAB.
Согласно графе 47 ДТ в отношении товара уплачены таможенные платежи: таможенный сбор за таможенные операции - 22 500 руб., ввозная таможенная пошлина - 0 %, НДС - 20 %, общий размер уплаченных таможенных платежей составил 12 811 560 руб.
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товара N 1, задекларированного по ДТ N 10209095/240919/0005500, Обществом при таможенном декларировании представлены следующие документы и сведения:
- контракт от 23.09.2019, заключенный заявителем с компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" (Литовская Республика), с актом приема-передачи от 23.09.2019;
- инвойс от 23.09.2019 N 1 на сумму 1 000 000 долл. США;
- оценка рыночной стоимости от 24.09.2019 N 4-01-19/41;
- присвоенный уникальный номер контракта (далее - УНК) N 19090009/0001/0006/2/1.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товара определена и заявлена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами на условиях поставки СРТ Аэропорт Псков.
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Таможенным органом на основании статьи 332 ТК ЕАЭС в период с 20.07.2021 по 29.09.2021 в отношении вышеуказанного товара проведена камеральная таможенная проверка на предмет достоверности сведений, заявленных в ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части контроля таможенной стоимости товаров.
Основанием для проведения таможенной проверки послужила информация оперативно-розыскного отдела (далее - ОРО) таможни, направленная служебной запиской от 09.07.2021 N 33-09/0631, согласно которой установлено, что в производстве Следственного управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу (далее - СУ УТ МВД России ЦФО) находится уголовное дело N 12001009601000049, возбужденное 29.06.2020 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту приобретения ООО "Тех Инновация" мошенническим путем прав на воздушное судно "BOMBARDIER CL-600-2B19", 1998 года выпуска, бортовой номер (иностранный на дату перемещения) LY-ZAB, серийный номер самолета 7248.
Согласно документам и сведениям (копии договоров, протоколы допросов лиц, непосредственно осуществивших юридическое сопровождение сделки), предоставленным СУ УТ МВД России по ЦФО с письмом от 08.02.2021 N 377 (входящий таможни от 18.02.2021) таможней установлено, что фактически поставка указанного воздушного судна в адрес Общества осуществлена в рамках договора лизинга воздушного судна от 03.09.2019, заключенного с компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD (Бермуды).
В ходе камеральной таможенной проверки в адрес Общества таможенным органом направлено требование о представлении документов и (или) сведений от 22.07.2021 N 17-10/28075.
Требование получено обществом 27.07.2021, однако запрошенные документы в таможню заявителем не представлены.
Таможней в ходе камеральной проверки направлены запросы: в адрес организации UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" от 22.07.2021 N 17-10/28129; "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD от 22.07.2021 N 17-10/28128.
Ответы на запросы в таможню от указанных лиц не поступили.
Из полученных в ходе камеральной проверки материалов таможня установила, что руководством Общества были оформлены следующие договоры (контракты) и документы к ним:
1) контракт от 23.09.2019, заключенный с компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS", на покупку бывшего в эксплуатации гражданского воздушного судна - самолет BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, год выпуска 1998, на сумму 1 000 000 долл. США.
Контракт идентичен контракту, представленному ООО "Тех Инновация" при таможенном декларировании.
Контракт представлен в Банк - УНК от 24.09.2019 N 19090009/0001/0006/2/1 - 1 000 000 долл. США. К нему Обществом представлено дополнительное соглашение от 25.02.2020 о продлении сроков оплаты до 31.12.2020 и инвойс от 23.09.2019 N 1.
Согласно ведомости банковского контроля - УНК от 24.09.2019 N 19090009/0001/0006/2/1 по контракту в период с 26.09.2019 по 18.03.2020 ООО "Тех Инновация" перечислило на счет компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" 459 000 долл. США. Подтверждающим документом в ведомости банковского контроля указана ДТ N 10209095/240919/0005500. Справка о подтверждающих документах в банк не предоставлялась.
2) договор купли-продажи от 03.09.2019, заключенный с компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD (Бермуды) на покупку бывшего в эксплуатации гражданского воздушного судна - самолета BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, год выпуска 1998, на сумму 500 000 долл. США.
Договор представлен в Банк, к нему Обществом представлено дополнительное соглашение от 03.09.2019, оговаривающее условия оплаты -авансовым платежом 125 000 долл. США до момента передачи воздушного судна, оставшаяся сумма 375 000 долл. США - с момента таможенного оформления воздушного судна на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до 31.12.2019, путем перевода на расчетный счет компании "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD.
При этом при таможенном декларировании ввозимого воздушного судна договор купли-продажи от 03.09.2019 Общество не предоставляло.
УНК по данному договору банком не присваивался.
3) договор о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей 1 (одного) списанного воздушного судна модели BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, от 03.09.2019 (в письме банка указана дата договора 27.08.2019, однако она является датой подписания договора директором ООО "Тех Инновация" Шеменевым Ю.А.), заключенный компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD с ООО "Тех Инновация" компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" в качестве одобренной организации технического обслуживания, на сумму 1 000 000 долл. США (далее -Договор о принятии обязательств).
Договор представлен в Банк, УНК от 05.09.2019 N 19090002/0001/0006/4/1 - 1 000 000 долл. США.
Согласно ведомости банковского контроля УНК от 05.09.2019 N 19090002/0001/0006/4/1 по Договору о принятии обязательств в период с 06.09.2019 по 19.09.2019 ООО "Тех Инновация" перечислено на счет компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" 250 000 долл. США. Сведения о подтверждающих документах отсутствуют. Справки о подтверждающих документах в банк обществом не предоставлялись.
Дата завершения исполнения обязательств по Договору о принятии обязательств в ведомости банковского контроля - 03.06.2020, сумма контракта - 1 000 000 долл. США.
Договор о принятии обязательств предоставлен таможенному органу при проведении камеральной проверки банком как дополнение к договору купли-продажи от 03.09.2019, заключенному с компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD.
При этом при таможенном декларировании ввозимого воздушного судна Договор о принятии обязательств ООО "Тех Инновация" не предоставляло.
Проанализировав в совокупности все полученные документы, таможня пришла к выводу, что товар "гражданский самолет BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска" ввезен на территорию ЕАЭС на основании договора лизинга от 03.09.2019, заключенного Обществом с компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD.
Согласно пункту 1.1 договора лизинга "согласованная стоимость" стоимость воздушного судна составляет 3 000 000 долл. США. Стоимость проверки воздушного судна перед поставкой уполномоченной организацией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" составляет 1 000 000 долл. США.
Договор купли-продажи от 03.09.2019 N б/н на сумму 500 0000 долл. США, заключенный компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD и ООО "Тех Инновация", предоставлен в банк вместо фактически заключенного договора лизинга от 03.09.2019 на сумму 3 000 000 долл. США.
Проведенным анализом полученных при проведении камеральной проверки документов, включая материалы уголовного дела, таможней выявлено расхождение в стоимости ввезенного товара задекларированного по ДТ N 10209095/240919/0005500, а именно: заявленная фактурная стоимость товара составляет 1 000 000 долл. США, тогда как согласно полученным документам фактически стоимость товара составляет 4 000 000 долл. США (с учетом стоимости технического осмотра перед передачей воздушного судна по Договору о принятии обязательств).
В связи с этим по результатам камеральной таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу о наличии факта таможенного декларирования Обществом товара по ДТ N 10209095/240919/0005500 с нарушением статей 38, 39 ТК ЕАЭС и Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, а также о наличии факта незаконного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товара с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товаре по ДТ N 10209095/240919/0005500.
Согласно расчету сумма неуплаченных таможенных пошлин, налогов, составила 38 367 180 руб.
По результатам проверки таможенным органом принято решения от 01.11.2021 в сфере таможенного дела о признании товара незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС, от 01.11.2021 N 10209000/210/011121/Т000404/001 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10209095/240919/0005500, после выпуска товаров, осуществлена корректировка названной ДТ.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2021 года по делу N А41-33881/2021 ООО "Тех Инновация" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, полномочия руководителя общества прекращены.
Общество оспорило в судебном порядке решение таможни от 01.11.2021 N 10209000/210/011121/Т000404/001 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10209095/240919/0005500.
Суд первой инстанции требования отклонил.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 7, 44 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
Статьей 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в таможенной декларации подлежат указанию, помимо прочего, сведения о товарах - наименовании, описании, количестве, таможенной стоимости и другие сведения, необходимые для таможенных целей (пункт 4 части 1 статьи 106); об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин - ставки таможенных пошлин, суммы исчисленных таможенных пошлин, курс валют (пункт 5 части 1 статьи 106); о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 данного Кодекса (пункт 9 части 1 статьи 106); иные сведения, определяемые Комиссией (пункт 12 части 1 статьи 106).
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Согласно пункту 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В пункте 9 Постановления N 49 указано, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Как определено в пункте 13 постановления N 49, основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
По мнению подателя жалобы, таможенный орган неправомерно определил таможенную стоимость на основании договора лизинга от 03.09.2019 и договора о принятии обязательств в связи с осмотром судна от 03.09.2019, данные договоры не могли быть представлены при регистрации права собственности на самолет, так как не содержали сведений о переходе права собственности к Обществу, запись о наличии обременения в виде ипотеки в силу закона означает лишь, что полная оплата за товар по контракту не осуществлена; необоснован вывод судов, что Общество считает законным владельцем спорного имущества компанию "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, в деле нет доказательств наличия у этого лица прав собственности на спорное имущество, также отсутствуют и доказательства исполнения договора лизинга; таможенный орган неправомерно не провел таможенную экспертизу рыночной стоимости спорного товара; принимая во внимание страховой сертификат, суды не учитывают, что страхователем является не Общество, а общество с ограниченной ответственностью АК "Эйр Экспресс", согласованная страховая сумма носит компенсационный характер и не отражает реальной стоимость объекта страхования.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о доказанности таможней наличия правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку контракт от 23.09.2019 б/н с компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" является недостоверным документом для целей осуществления таможенных операций с товаром, в действительности в отношении спорного товара были заключены договоры, определяющие таможенную стоимость ввезенного товара, а именно: договор лизинга от 03.09.2019, а также договор о принятии обязательства по осмотру товара перед передачей от 03.09.2019.
Данные обстоятельства подтверждаются следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, при подаче ДТ N 10209095/240919/0005500 Обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости представлены контракт от 23.09.2019, заключенный компанией UAB "Jet Maintenance Solutions" (Продавцом) и ООО "Тех Инновация" (Покупателем), о продаже воздушного судна BOMBARDIER, модели CL-600-2B19 по цене 1 000 000 долл. США, акт приема-передачи от 23.09.2019, составленный указанными лицами о передаче воздушного судна BOMBARDIER, модели CL-600-2B19.
При этом контракт от 23.09.2019 заключен компанией UAB "Jet Maintenance Solutions" в лице Дариуса Салюг (продавцом) и ООО "Тех Инновация" в лице директора Шеменева Ю.А. (покупателем).
В соответствии с пунктом 1 контракта от 23.09.2019 его предметом является товар "бывшее в эксплуатации гражданское воздушное судно, самолет BOMBARDIER С-600-2В19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, год выпуска 1998, в состоянии "как есть". Продавец подтверждает, что товар никому не продан, не заложен, под обременением (под арестом) не состоит". Условие поставки - СРТ аэропорт Псков согласно Инкотермс-2010 (пункт 2.1 контракта). Продавец передает товар в распоряжение покупателя в срок до 30.09.2019 (пункт 2.2 контракта). Цена товара - 1 000 000 долларов США (пункт 3.2 контракта). Плата за товар производится банковским переводом на счет продавца в течение 180 банковских дней с даты таможенного оформления в Российской Федерации (пункт 3.5 контракта). Страхование товара не производится (пункт 4.1 контракта). Передача товара продавцом и его принятие покупателем подтверждается подписанием сторонами акта приема-передачи, являющегося неотъемлемый частью контракта. Право собственности покупателя на товар возникает после передачи товара покупателем по акту приема-передачи (пункт 4.2 контракта). Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.01.2020 (пункт 7 контракта). Реквизиты продавца: UAB "Jet Maintenance Solutions", Счет: LT574010049501342968 (пункт 10 контракта).
Контракт поставлен на контроль в Воронежском филиале АО "Юникредит Банк" с присвоением УНК N 19090009/0001/0006/2/1 от 24.09.2019.
При таможенном декларировании ООО "Тех Инновация" представило в таможню акт приема-передачи от 23.09.2019 бывшего в эксплуатации гражданского воздушного судна - самолет BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, год выпуска 1998, в рамках контракта (том 1, лист 89).
Соответственно, с учетом данного контракта право собственности на воздушное судно перешло к ООО "Тех Инновация" 23.09.2019.
Судами установлено, что представленный в Банк Обществом контракт от 23.09.2019, по УНК от 24.09.2019 N 19090009/0001/0006/2/1, соответствует контракту от 23.09.2019, представленному в таможенный орган при декларировании товара по ДТ N 10209095/240919/0005500, за исключением пункта 3.5 контракта, который изложен в иной редакции: "оплата производится в срок до 31.01.2020".
Также Банком таможенному органу представлено дополнительное соглашение от 25.02.2020 к контракту от 23.09.2019, в соответствии с которым срок оплаты товара по контракту от 23.09.2019 продлен до 31.12.2020.
В ведомости банковского контроля по УНК от 24.09.2019 N 19090009/0001/0006/2/1 имеется указание на ДТ N 10209095/240919/0005500, поданную в таможенный орган при таможенном декларировании воздушного судна. Общие сведения о контракте: N б/н, дата 23.09.2019, валюта контракта Доллар США, сумма контракта 1 000 000, дата завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2020.
Как отражено в УНК от 24.09.2019 N 19090009/0001/0006/2/1, за период с 26.09.2019 по 18.03.2020 Общество осуществило 14 банковских операций на общую сумму 459 000 долларов США в адрес компании UAB "Jet Maintenance Solutions".
Копия контракта от 23.09.2019 изъята должностным лицом СУ УТ МВД России по ЦФО в рамках уголовного дела N 12001009601000049 в ходе производства выемки в Федеральном агентстве воздушного транспорта 15.07.2020.
Согласно постановлению от 16.07.2020 документ приобщен в качестве вещественных доказательств по уголовному делу N 12001009601000049.
Из представленной таможенному органу копии протокола осмотра предметов от 16.07.2020 по уголовному делу N 12001009601000049 следует, что в изъятой копии контракта от 23.09.2019 отсутствуют сведения о том, на основании каких документов компания UAB "Jet Maintenance Solutions" являлась собственником воздушного судна, отсутствует оттиск печати продавца.
Органом предварительного следствия установлено нарушение приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.05.2013 N 170 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушное судно", поскольку на регистрацию прав на воздушное судно поданы листы формуляра самолета/двигателей и ВСУ на иностранном языке, контракт от 23.09.2019 и акт приема-передачи от 23.09.2019, в которых отсутствуют печати компании UAB "Jet Maintenance Solutions", являющейся по контракту от 23.09.2019 продавцом воздушного судна.
Соответственно, суды первой и апелляционной инстанций верно отметили, что копия контракта от 23.09.2019, представленная Обществом в таможенный орган при декларировании, и копия контракта от 23.09.2019, представленная в Банк, отличаются условиями пункта 3.5, контракт не соответствует всем предъявляемым требованиям к оформлению, не имеет печати фирмы-продавца.
В ходе проверочных мероприятий таможенным органом из СУ УТ МВД России по ЦФО получена копия договора лизинга воздушного судна от 03.09.2019.
Договор лизинга воздушного судна от 03.09.2019 заключен компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD (Бермуды) (арендодателем) и ООО "Тех Инновация" (арендатором). Предмет договора - 1 (одно) списанное воздушное судно BOMBARDIER модели CL-600-2B19, серийный номер 7248.
В договоре лизинга от 03.09.2019 определено, что арендодатель, являющийся полным юридическим и фактическим собственником воздушное судно Bombardier CL-600-2B19 (далее - воздушное судно), желает передать в лизинг Обществу на условиях, описанных в договоре лизинга, а также желает предоставить ООО "Тех Инновация" опцион на покупку воздушного судна, который может быть реализован в любое время до окончания лизинга на условиях договора лизинга и соглашения об опционе на покупку.
В соответствии с пунктом 1.1 договора лизинга согласованная стоимость указанного воздушного судна составляет 3 000 000 долл. США.
Основным условием договора лизинга воздушного судна относительно его поставки являлось осуществление проверки воздушного судна уполномоченной организацией не позднее 20.09.2019 (пункт 2.4 договора лизинга).
Стоимость проверки перед передачей воздушного судна определена в 1 000 000 долл. США. Одобренной организацией технического обслуживания указана компания UAB "Jet Maintenance Solutions" (том 1, лист 132).
Пунктом 7.1 договора лизинга предусмотрено, что все расходы, понесенные в связи с поставкой воздушного судна, оплачиваются арендатором (том 2, лист 5).
Пунктом 15.1 договора лизинга закреплено, что право собственности на воздушное судно остается принадлежащим собственнику с учетом положений настоящего договора. В пунктах 7, 17.1 (е), 17.2 закреплено страхование воздушного судна от всех рисков, которые могут возникнуть в полете и на земле.
В соответствии со статьей 20 договора лизинга арендодатель и арендатор договорились о том, что арендатор обязуется приобрести воздушное судно по окончании срока лизинга и вправе приобрести воздушное судно до окончания срока лизинга путем направления арендодателю письменного уведомления не менее чем за 20 (двадцать) рабочих дней согласно условиям договора лизинга и данного соглашения, но обязательно при условии, что одобренной организации технического обслуживания (компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS") была уплачена стоимость проверки перед поставкой.
Согласно статье 1.1 договора лизинга ООО "Тех Инновация" должно перечислять лизинговые платежи на следующие реквизиты банковского счета:
Наименование банка: Bank Julius Baer&Co.Ltd
Получатель: AviaAM Leasing Bermuda Ltd.
Номер счета: 0315,4942
IB AN: CH07 0851 5031 5494 22001
В пункте (а) статьи 15.3 указано, что арендатор (ООО "Тех Инновация") должен на постоянной основе, начиная с момента даты поставки, обеспечивать сохранение "надлежащей" регистрации воздушного судна в авиационной администрации на имя собственника (компании "Regional Charter Capital" Ltd).
В силу пункта (b) статьи 15.4 арендатор не должен заявлять о себе, как о собственнике воздушного судна и во всех случаях, когда вопрос о праве собственности на воздушное судно или какую-либо его часть является актуальным, должен четко доводить до сведения третьих лиц информацию о том, что право собственности на воздушное судно или такую его часть принадлежит собственнику (компании "Regional Charter Capital" Ltd).
Согласно статье 16 воздушное судно является собственностью компании "Regional Charter Capital" Ltd, передано в лизинг ООО "Тех Инновация" как арендатору.
Приложением 6 к договору лизинга определены лизинговые платежи - в размере 125 000 долларов США в количестве 24 платежа (том 2, лист 85).
Договор лизинга от 03.09.2019 подписан директором ООО "Тех Инновация" Шменевым Ю.А. (приложения к договору - коммерческим директором ООО "Тех Инновация" Соколовым С.В.), генеральным директором АВКОМ-Техник - Киркиным Д.А. руководителем компании "Regional Charter Capital" Ltd - Сигурдуром Агустссоном и юристом Андриусом Паулаускасом.
При этом договор лизинга от 03.09.2019 не был предоставлен Обществом ни в таможню при декларировании, ни в Банк, ни регистрирующие органы.
Как установлено судами, проверка воздушного судна уполномоченной организацией осуществлялась на основании Договора о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей 1 (одного) списанного воздушного судна BOMBARDIER, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, от 03.09.2019, заключенного компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD., ООО "Тех Инновация" и компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" (одобренная организация технического обслуживания). Стоимость осмотра перед передачей воздушного судна по Договору о принятии обязательств составляет 1 000 000 долл. США.
Обществом в Банк представлен Договор о принятии обязательств б/н от 03.09.2019 по УНК 19090002/0001/0006/4/1 от 05.09.2019 только на иностранном языке.
Судами установлено, что данный договор соответствует Договору о принятии обязательств от 03.09.2019, полученному таможенным органом от СУ УТ МВД России по ЦФО письмом от 08.02.2021 N 377 (том 2, листы 133 -145).
В соответствии с пунктом "А" данного договора Общество (арендатор) арендует у компании "Regional Charter Capital" Ltd (арендодателя) воздушное судно Bombardier CL-600-2B19 в соответствии с договором лизинга.
В силу пункта "В" договора воздушное судно Bombardier CL-600-2B19 должно пройти осмотр в период с 25.08.2019 по 20.09.2019 (осмотр перед передачей).
Пунктом 2 указанного договора закреплено, что Общество (арендатор) соглашается выплатить 1 000 000 долларов США компании UAB "Jet Maintenance Solutions" (одобренной организации технического обслуживания) за осуществление проверки перед передачей.
Пункт 3 устанавливает сумму, подлежащую уплате компании UAB "Jet Maintenance Solutions" (одобренной организации технического обслуживания), в следующем порядке:
500 000 долл. США подлежит оплате 01.09.2019 (или в дату, близкую к указанной), но не позднее 20.09.2019;
50 000 долл. США перед передачей компанией "Regional Charter Capital" Ltd (арендодателем) ООО "Тех Инновация" (арендатору) воздушного судна.
Далее 9 ежемесячных платежей на сумму 50 000 долл. США не позднее 3-го дня каждого календарного месяца (исключая календарный месяц передачи воздушного судна) на банковский счет компании UAB "Jet Maintenance Solutions" (одобренной организации технического обслуживания).
Пунктом 5 Договора о принятии обязательств определено, что все суммы, причитающиеся к уплате компании UAB "Jet Maintenance Solutions" ("Одобренная организация технического обслуживания"), подлежат оплате на следующий счет:
В пункте 5 также указаны реквизиты: Бенефициар: UAB Jet Maintenance Solutions, Счет: LT574010049501342968.
Указанный Договор о принятии обязательств от 03.09.2019 подписан директором Общества Шменевым Ю.А., руководителем компании "Regional Charter Capital" Ltd Сигурдуром Агустссоном, руководителем компании UAB "Jet Maintenance Solutions" Дариусом Салюг.
По указанным сведениям Банком внесены следующие общие сведения о контракте по УНК 19090002/0001/0006/4/1: N б/н, дата 03.09.2019, валюта контракта Доллар США, сумма контракта 1 000 000, дата завершения исполнения обязательств по контракту 03.06.2020.
Согласно УНК 19090002/0001/0006/4/1 за период с 06.09.2019 по 19.09.2020 Обществом осуществлено 4 банковских операций на сумму 250 000 долл. США в адрес компании UAB "Jet Maintenance Solutions" (том 2, листы 146-150).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что предоставленные таможенному органу при камеральной проверке копии документов, в которых зафиксированы процессуальные и следственные действия по уголовному делу N 120010009601000049 в виде: заявления о преступлении от 02.06.2020, постановления о возбуждении уголовного дела от 15.07.2020, постановления о признании потерпевшим Regional Charter Capital Ltd в лице представителя Белова М.Ю. от 15.07.2020, протоколов допросов представителя потерпевшего от 15.07.2020, от 21.12.2020, подтверждают реальное заключение договора лизинга от 03.09.2019, Договора принятия обязательств от 03.09.2019.
Оригиналы договора лизинга от 03.09.2019 и Договора о принятии обязательств от 03.09.2019 изъяты в ходе расследования уголовного дела N 12001009601000049, их осмотр зафиксирован протоколом осмотра документов от 04.07.2020, признаны доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела N 12001009601000049.
Заключение вышеуказанных договоров подтверждается также показаниями свидетелей по уголовному делу N 12001009601000049 - юристом Куршиной Т.В., директором ООО Общества Шеменевым Ю.А., а также обвиняемым -коммерческим директором Общества Соколовым С.В.
Данными лицами подтверждается и заключение контракта от 23.09.2019 с компанией "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" на покупку воздушного судна.
При этом из показаний юриста Куршиной Т.В. следует, что, имея доверенность от директора Общества, она непосредственно вела юридические дела по данным сделкам, подтвердила факт заключения контракта от 23.09.2019 с компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS", представленного Обществом в последующем в Воронежский филиал АО "ЮниКредит Банк", в Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации и в таможню, а также пояснила, что заключение данного договора было необходимо в силу следующего: "так как с компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD подписание документов происходит очень медленно, Соколов С.В. предложил заключить контракт на приобретение воздушного судна с компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" с целью ускорения процесса оформления передачи воздушного судна и регистрации его на территории Российской Федерации".
Допрошенный в качестве свидетеля Шеменев Ю.А. (ранее руководитель Общества), показания которого получены отделом дознания таможни в ходе предварительного расследования уголовного дела N 1210400913000029, возбужденного 27.05.2021 по признакам преступления, предусмотренного пунктом "г" части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту уклонения от уплаты таможенных платежей Обществом в размере 38 367 180 руб., будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, как свидетель по уголовному делу, подтвердил, что ему известны и им были подписаны договор лизинга от 03.09.2019 и договор опциона от 03.09.2019 (Договор принятия обязательств от 03.09.2019), дал пояснения об обстоятельствах заключения и подписания данных документов, при этом о контракте от 23.09.2019 свидетель показал, что ему стало известно о существовании данного документа только от правоохранительных органов, данный контракт он как руководитель Общества не подписывал, в заключении данного контракта участия не принимал.
Таможней также представлен договор страхования от 21.10.2019 N 19AVK0200 авиационного страхования, заключенный АО "СОГАЗ" (страховщиком) и ООО "АК "Эйр Экспресс" (страхователем), в пункте 1.5.3 которого отражено, что собственник воздушного судна Bombardier CL-600-2B19 - ООО "Тех Инновация", выгодоприобретатель - компания "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, в договоре отражены банковские реквизиты компании "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, аналогичные указанным в договоре лизинга. При этом в пункте 3.1.1 договора страхования страховая стоимость определена в размере рублевого эквивалента 4 000 000 долларов США (том дела 4, листы 135 - 140).
На условиях и по страховой сумме (4 000 000 дол. США), согласованных в договоре страхования от 21.10.2019 N 19AVK0200 авиационного страхования, ООО "СОГАЗ" выдан страховой сертификат N 18AVK0168-0618AV0168/19AVK0200 (том дела 4, лист 134).
По мнению подателя жалобы, в деле нет доказательств наличия у компании "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD (Бермуды) прав собственности на спорное имущество.
Указанный довод несостоятелен, поскольку о наличии у компании "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD (Бермуды) права собственности на спорное имущество говорится в самом договоре лизинга от 03.09.2019, а также прямо определено в договоре страхования.
Более того данное обстоятельство не опровергнуто надлежащим образом Обществом.
Из материалов дела следует, что письмом от 12.04.2021 Банк представил в таможню копию договора купли-продажи воздушного судка, заключенного между компанией "Regional Charter Capital" Ltd (продавцом) в лице Дариуса Салюг (руководителя компании UAB "Jet Maintenance Solutions", которая в договоре о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей от 03.09.2019 выступала одобренной организации технического обслуживания) и ООО "Тех Инновация" (покупателем), на покупку воздушного судна Bombardier CL-600-2B19 (том дела 4, листы 101-104). Пунктом 3.1 этого договора купли-продажи от 03.09.2019 установлено, что стоимость воздушного судна составляет 500 000 долларов США. Пунктом 3.2 данного договора определено, что оплата производится в полном объеме в течении 180 дней с момента таможенного оформления на территории Российской Федерации.
В пункте 8 договора указаны банковские реквизиты Продавца:
Наименование банка: Bank Julius Baer&Co.Ltd
Получатель: AviaAM Leasing Bermuda Ltd.
Номер счета: 0315.4942
IB AN: CH07 0851 5031 5494 22001
Как установлено судом первой инстанции, указанные банковские реквизиты соответствовали банковским реквизитам компании "Regional Charter Capital" Ltd в договоре лизинга от 03.09.2019.
К договору представлено соглашение от 03.09.2019 N 1, которым пункт 3.2 договора купли-продажи воздушного судна от 03.09.2019 изложен в иной редакции, а именно предусмотрен следующий порядок оплаты: авансовым платежом - 125 000 долл. США до момента передачи товара продавцом покупателю, оставшаяся сумма 375 000 долл. США - до 31.12.2019.
Согласно ведомости банковского контроля по УНК от 20.09.2019 N 19090008/0001/0006/2/1 перечисление денежных средств по внешнеэкономическому контракту в виде договора купли-продажи воздушного судна от 03.09.2019 не осуществлялось.
Соответственно, данный договор сторонами не исполнялся, фактически противоречил как договору от 23.09.2019, представленному Обществом при декларировании товара, так и договору лизинга от 03.09.2019.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций правильно отметили, что указанный договор подтверждает осведомленность Общества о том, что спорный товар находился в собственности у компании "Regional Charter Capital" Ltd, поскольку, несмотря на то, что данный договор подписан руководителем компании UAB "Jet Maintenance Solutions", полномочия которого на действие в интересах компании "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD не подтверждены, ООО "Тех Инновация" самостоятельно представило данный контракт в Банк и поставило его на учет в части валютных операций, следовательно, оно считало законным владельцем воздушного судна компанию "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD; фактически этот договор купли-продажи от 03.09.2019 представлен заявителем вместо договора лизинга от 03.09.2019.
Кроме того, как установлено судами по настоящему делу, договор о принятии обязательств от 03.09.2019, заключенный Компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, ООО "Тех Инновация" и компанией UAB "Jet Maintenance Solutions" (указанной в качестве одобренной организации технического обслуживания), на сумму 1 000 000 долл. США, предоставлен Банком как дополнение к договору купли-продажи от 03.09.2019, заключенному с Компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD.
В письме Банка указана дата Договора о принятии обязательств 27.08.2019, однако, как установлено судом, она является датой подписания договора директором Общества Шеменевым Ю.А.
При этом Договор о принятии обязательств от 03.09.2019, представленный Воронежским филиалом АО "ЮниКредит Банк", полностью соответствует Договору о принятии обязательств от 03.09.2019, представленному СУ УТ МВД России по ЦФО по уголовному делу N 12001009601000049.
Данный Договор о принятии обязательств при таможенном декларировании Обществом не предоставлялся.
С учетом материалов дела, суды правомерно признали обоснованным вывод таможни, что таможенная стоимость товара "гражданский самолет BOMBARDIER CL-600-2D19, модели CL-600-2D19, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска" должна определяться именно на основании сведений, указанных в договоре лизинга воздушного судна от 03.09.2019, заключенном Обществом и компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, договоре о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей 1 (одного) списанного воздушного судна модели BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248 от 03.09.2019 N Б/Н, заключенном компанией "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD, Обществом и компанией UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS".
По мнению подателя жалобы, таможенный орган неправомерно определил таможенную стоимость на основании договора лизинга от 03.09.2019 и договора о принятии обязательств в связи с осмотром судна от 03.09.2019, данные договоры не могли быть представлены при регистрации права собственности на самолет, так как не содержали сведений о переходе права собственности к Обществу, запись о наличии обременения в виде ипотеки в силу закона означает лишь, что полная оплата за товар по контракту не осуществлена; отсутствуют доказательства исполнения договора лизинга.
Данные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из информации, представленной Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации письмом от 19.04.2021 N 14038/02 (вх. номер таможни от 28.04.2021), после ввоза на таможенную территорию ЕАЭС Общество зарегистрировало право собственности на спорный товар, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации 02/01/2019-1385, бланк серии ААN 014419.
В графе "реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право" указаны контракт от 23.09.2021 и акт приема-передачи от 23.09.2019.
В графе "существующие ограничения (обременения) права" указано "ипотека в силу закона".
В соответствии с пунктом 7 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" каждый раздел Единого государственного реестра прав на воздушные суда состоит из трех подразделов.
В подраздел III свидетельства вносятся записи об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда (ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте воздушного судна, заявлении о праве требования в отношении воздушного судна и других), дате внесения записи, имя регистратора прав на воздушные суда и его подпись.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлены основания возникновения ипотеки и ее регулирование.
В соответствии со статьей 3 названного Закона ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
Как подтверждается материалами дела, контракт купли-продажи от 23.09.2019, акт приема-передачи от 23.09.2019, представленные Обществом при таможенном декларировании, не содержат сведений об ограничениях права собственности на воздушное судно.
Между тем полученные в ходе камеральной таможенной проверки договор лизинга воздушного судна от 03.09.2019, соглашение об опционе на покупку к нему от 03.09.2019 и договор о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей 1 (одного) списанного воздушного судна BOMBARDIER от 03.09.2019 содержат ограничение на право собственности.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что у Общества фактически имеется ограничение права собственности на воздушное судно, что соответствует указанному в свидетельстве о праве собственности на гражданский самолет BOMBARDIER CL-600-2D19, модели CL-600-2D19, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска ограничению "ипотека в силу закона".
Как выявлено таможенным органом, согласно ведомостям банковского контроля в адрес компании UAB "Jet Maintenance Solutions" было перечислено в совокупности 709 000 долларов США (по Договору о принятии обязательств от 03.09.2019 и контракту от 23.09.2019, содержащему недостоверные сведения о компании UAB "Jet Maintenance Solutions", как собственнике (продавце) воздушного судна).
В адрес компании "Regional Charter Capital" Ltd денежные средства от Общества не поступали.
Между тем данное обстоятельство, как и само по себе осуществление Обществом платежей на счет компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS" не подтверждает достоверность контракта от 23.09.2019.
Кроме того, как правильно указал апелляционный суд, Договором о принятии обязательств от 03.09.2019, предусмотрено осуществление платежей на счет компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTIONS".
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оплата Обществом услуг компании UAB "JET MAINTENANCE SOLUTION" по договору организации технического обслуживания была первичным и основным условием дальнейшей продажи воздушного суда.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным вывод таможни о недостоверности заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товара N 1, задекларированного по ДТ N 10209095/240919/0005500, путем предоставления недействительных документов.
Таможенная стоимость товара "гражданский самолет BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска" обоснованно рассчитана таможней на основании условий договора лизинга от 03.09.2019 б/н.
Так, согласно пункту 1.1 договора лизинга стоимость воздушного судна составляет 3 000 000 долл. США. Стоимость проверки воздушного судна перед поставкой составляет 1 000 000,00 долл. США.
Соглашение об опционе на покупку к нему от 03.09.2019 и Договор о принятии обязательств в связи с осмотром перед передачей 1 (одного) списанного воздушного судна подтверждают необходимость проверки воздушного судна перед поставкой на сумму 1 000 000 долл. США.
Материалами подтверждается, Обществом не опровергнут факт осмотра и проверки воздушного судна до ввоза товара на территорию ЕАЭС, в связи с чем в силу статьи 39 ТК ЕАЭС данные расходы входят в структуру таможенной стоимости.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод заявителя о том, что таможенному органу для определения достоверной таможенной стоимости надлежало провести таможенную экспертизу рыночной стоимости спорного товара.
В силу статей 335, 389 ТК ЕАЭС назначение экспертизы является правом, а не обязанностью таможни.
В данном случае при проведении камеральной таможенной проверки для проведения контроля за достоверностью заявления Обществом сведений о таможенной стоимости воздушного судна модели BOMBARDIER CL-600-2B19, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, специальные и (или) научные познания не требовались.
Более того, в соответствии со сведениями, содержащимися в протоколах допроса лиц, участвовавших при заключении сделки по лизингу воздушного судна, и представленных СУ УТ МВД России по ЦФО, до начала введения карантина в связи с распространением новой инфекционной болезни "COVID-19", воздушное судно BOMBARDIER, модели CL-600-2B19, серийный номер 7248, б/у, 1998 года выпуска, осуществило перелет в аэропорт г. Тегеран Исламской Республики Иран с намерением осуществить авиаперевозку с территории Исламской Республики Иран в Российскую Федерацию. До настоящего времени в Российскую Федерацию воздушное судно не возвращалось.
Суд первой инстанции, оценив представленный Обществом в материалы дела отчет от 24.09.2019 N 04-01-19/41 об оценке рыночной стоимости имущества, согласно которому стоимость воздушного судна составляет 57 056 000 руб., обоснованно его отклонил, указав, что данный отчет не отвечает критериям, предъявляемым статьями 67 - 68 АПК РФ к относимым и допустимым документам. Объективность таких сведений также опровергается страховым сертификатом АО "СОГАЗ" N 18AVK0168-0618AV0168/19AVK0200 на страховую сумму 4 000 000 долл. США.
По мнению подателя жалобы, принимая во внимание страховой сертификат, суды не учли, что страхователем является не Общество, а общество с ограниченной ответственностью АК "Эйр Экспресс", согласованная страховая сумма носит компенсационный характер и не отражает реальной стоимость объекта страхования.
Указанный довод несостоятелен, поскольку в договоре страхования от 21.10.2019 N 19AVK0200 авиационного страхования, заключенном АО "СОГАЗ" (страховщиком) и ООО "АК "Эйр Экспресс" (страхователем), на основании которого выдан названный сертификат, в пункте 1.5.3 отражено, что ООО "АК "Эйр Экспресс" является эксплуатантом имущества, а собственником воздушного судна Bombardier CL-600-2B19 является ООО "Тех Инновация", выгодоприобретателем - компания "REGIONAL CHARTER CAPITAL" LTD.
Согласно пункту 2 статьи 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости). Такой стоимостью считается для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.
С учетом изложенного суды правильно установили, что таможенная стоимость товара правомерно рассчитана таможенным органом на основании цены товара, указанной в пункте 1.1 договора лизинга в размере 3 000 000 долл. США, а также 1 000 000 долл. США по договору о принятии обязательств в связи с осмотром от 03.09.2019 (курс по состоянию на 24.09.2019 - 63,9453 руб.), и составила 255 781 200 руб., что на 191 835 900 руб. выше стоимости, заявленной Обществом при таможенном декларировании.
Следовательно, сумма неуплаченных таможенных пошлин, налогов, составила 38 367 180 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое решение таможенного органа законным и обоснованным, в связи с чем правомерно отказали в заявленных требованиях.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку определением суда кассационной инстанции от 23.12.2022 подателю жалобы была предоставлены отсрочка уплаты государственной пошлины, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1500 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А52-355/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тех Инновация" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тех Инновация", адрес: 140002, Московская обл., г. Люберцы, Октябрьский пр., д.15, пом. VII, ч. N 11, эт. 6, ОГРН 1157746997154, ИНН 7734367848, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" каждый раздел Единого государственного реестра прав на воздушные суда состоит из трех подразделов.
...
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлены основания возникновения ипотеки и ее регулирование.
...
Материалами подтверждается, Обществом не опровергнут факт осмотра и проверки воздушного судна до ввоза товара на территорию ЕАЭС, в связи с чем в силу статьи 39 ТК ЕАЭС данные расходы входят в структуру таможенной стоимости.
...
В силу статей 335, 389 ТК ЕАЭС назначение экспертизы является правом, а не обязанностью таможни.
...
Согласно пункту 2 статьи 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости). Такой стоимостью считается для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2023 г. N Ф07-22702/22 по делу N А52-355/2022