24 января 2023 г. |
Дело N А42-3688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северные Росы" директора Колесникова А.А. (протокол N 1 общего собрания участников общества от 22.11.2021), Тимофеевой А.В. (доверенность от 24.02.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северные Росы" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А42-3688/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северные Росы", адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 72, кв. 55, ОГРН 1025100858353, ИНН 5190312519 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации города Мурманска, адрес: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), о признании права собственности на объект капитального строительства - предприятие общественного питания площадью 414,3 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001306:2928 по адресу: г. Мурманск, в районе дома N 6 по ул. Беринга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 77, ОГРН 1105190000871, ИНН 5190913076 (далее - Комитет градостроительства); Комитет имущественных отношений города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - КИО); Министерство строительства Мурманской области, адрес: 183016, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 2, ОГРН 1045100171115, ИНН 5190127273 (далее - Министерство).
Решением от 28.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 в связи с перераспределением полномочий по осуществлению государственных функций Министерство в порядке процессуального правопреемства заменено на Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее также Министерство).
Постановлением апелляционного суда от 03.10.2022 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, имеются все предусмотренные пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия для признания за Обществом права собственности на объект общей площадью 414,3 кв. м, не включающий реконструированный общественный туалет площадью 44,3 кв. м, который находится в муниципальной собственности и на который Общество не претендует.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Мурманска 19.06.2003 опубликовал извещение о проведении 23.07.2003 торгов в виде конкурса по продаже права аренды объектов муниципального нежилого фонда, в том числе по лоту N 5 "Общественный туалет, расположенный в районе дома N 6 на ул. Беринга", местоположение: г. Мурманск, остановка общественного городского транспорта "Улица Беринга" (восточное направление). Согласно извещению объект имеет следующие характеристики: одноэтажное кирпичное здание с инженерными коммуникациями - водопроводом, отоплением, канализацией, проточно-вытяжной вентиляцией, электроосвещением, 1980 года постройки, общей площадью 110 кв. м, в том числе площадь туалета 24,7 кв. м.
В извещении указано на возможность реконструкции данного объекта (с пристройкой) под предприятие торговли или общественного питания при условии формирования земельного участка площадью не менее 380 кв. м и выполнения следующих условий: сохранение функций бесплатного туалета, сохранение части (доли) объекта для ожидания автотранспорта пассажирами, проведение капитального ремонта объекта торгов и благоустройство территории за свой счет, дальнейшая эксплуатация общественного туалета за свой счет, обеспечение санитарного содержания санитарно-защитной зоны объекта в радиусе 15 метров согласно требованиям санитарных правил. Срок аренды объекта установлен 15 лет.
Согласно протоколу о результатах торгов от 23.07.2003 победителем признано Общество.
КИО (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 15.02.2005 N 15267 аренды помещения муниципального нежилого фонда, расположенного по улице Беринга, - отдельно стоящего общественного туалета общей площадью 24,7 кв. м на остановке общественного транспорта в районе ул. Беринга у дома N 6 Первомайский для использования под магазин, общественный туалет сроком с 01.03.2005 по 28.02.2020.
Разделом V договора установлены дополнительные обязанности арендатора, соответствующие перечисленным в извещении о проведении торгов, в том числе обязанность сохранить функции бесплатного туалета, сохранить часть (долю) объекта для ожидания автотранспорта пассажирами, провести капитальный ремонт объекта и благоустроить прилегающую территорию.
Пунктом 1.7 договора предусмотрено, что сдача помещений в аренду не влечет передачу прав собственности на него.
Решением Комитета по территориальному планированию и градостроительству от 09.09.2008 N 14-02-04/235 согласовано архитектурно-планировочное решение по рабочему проекту "Реконструкция общественного туалета под предприятие общественного питания в районе дома N 6 по ул. Беринга". Из описания проекта следует, что названным проектом предусматривается демонтаж существующего туалета и строительство на его месте предприятия общественного питания с общественным туалетом и навесом для пассажиров общественного транспорта. Вновь возводимое здание представляет собой разновысокий двухэтажный объем с подвальным этажом, общая площадь наземной части - 360 кв. м, подземной - 175,3 кв. м. В подвальном помещении наряду с прочими помещениями располагается общественный туалет, вход в который осуществляется по отдельной лестнице N 4, выходящей непосредственно наружу.
Дополнительным соглашением от 11.06.2009 N 2 к договору аренды от 15.02.2005 N 15267 стороны подтвердили, что в результате проведения реконструкции собственник объекта не изменяется.
На основании постановления Администрации от 22.08.2013 N 2150 между КИО (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 28.08.2013 N 11530 аренды земельного участка площадью 404 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001306:2928, расположенного по адресу: г. Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Беринга, для строительства объекта "Реконструкция общественного туалета под предприятие общественного питания" на срок с 22.08.2013 по 21.07.2014 (пункт 1.3 договора).
Постановлением Администрации от 13.11.2013 N 3240 утвержден градостроительный план названного земельного участка.
Комитет градостроительства выдал Обществу разрешение от 16.12.2013 N RU 51 3 20 000 - 397 на реконструкцию общественного туалета под предприятие общественного питания со следующими характеристиками: площадь застройки 207 кв. м, строительный объем 3098,50 куб. м, общая площадь здания 535,30 кв. м, количество этажей - 3; срок действия разрешения до 16.10.2014.
Строительство (реконструкция) объекта фактически завершено в 2014 году, однако в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Обществу было отказано.
Как усматривается из материалов дела, на земельном участке расположено двухэтажное с подвалом кирпичное здание общей площадью 458,6 кв. м; первый, второй и часть подвального помещения используются Обществом под предприятие общественного питания; в части подвального помещения находится общественный туалет.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 31.07.2018 по делу N 2-3342/18 по иску прокурора приостановлена эксплуатация предприятия общественного питания площадью 414,3 кв. м и помещения общественного туалета площадью 44,3 кв. м до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; на Общество возложена обязанность получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - предприятия общественного питания и общественного туалета.
Общество неоднократно обращалось к уполномоченному органу за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако в выдаче разрешения ему было отказано, поскольку в процессе строительства не осуществлялся государственный строительный надзор.
Общество, ссылаясь на то, что объект создан на земельном участке, предоставленном в аренду для этих целей, на основании разрешения на строительство, соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, однако в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к получению которого Общество приняло все зависящие от него меры, не имеется возможности легализовать объект, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 ГК РФ, согласно пунктам 1, 2 которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Понятие самовольной постройки определено пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, исходя из которого одним из признаков самовольной постройки является создание постройки без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений.
В силу пункта 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой, совершать в отношении нее сделки.
Пунктом 3 той же статьи определены условия, при одновременном соблюдении которых право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, а именно: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в данном случае Обществу по договору был предоставлен в аренду объект нежилого фонда, находящийся в муниципальной собственности, - отдельно стоящее здание общественного туалета. С разрешения собственника Общество произвело реконструкцию указанного объекта, в ходе которой ранее существовавший общественный туалет демонтирован, на участке возведено здание общей площадью 458,6 кв. м (технический план здания от 25.10.2016), включающее общественный туалет площадью 44,3 кв. м в подземной части здания и предприятие общественного питания площадью 414,3 кв. м. Земельный участок для строительства (реконструкции) объекта был предоставлен Обществу в краткосрочную аренду. При этом условиями договора от 15.02.2005 N 15267 аренды объекта нежилого фонда (в редакции дополнительного соглашения от 11.06.2009 N 2) оговорено, что проведение реконструкции объекта не влечет изменения собственника.
Суды, проанализировав установленные ими обстоятельства, правомерно пришли к выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ условий для признания Общества собственником предприятия общественного питания площадью 414,3 кв. м, представляющего собой часть здания общей площадью 458,6 кв. м, которое возведено в результате реконструкции муниципального общественного туалета, фактически снесенного, поскольку из условий договора аренды объекта нежилого фонда и договора аренды земельного участка не следует, что объект и участок предоставлялись Обществу в целях создания на участке нового объекта для себя. При этом не имеется оснований считать, что под реконструкцией общественного туалета в данном случае возможно понимать помещение общественного туалета в подвальном этаже возведенного здания, являющееся частью этого здания, поскольку предприятие общественного питания площадью 414,3 кв. м в составе здания площадью 458,6 кв. м создано на основании документов, разрешавших реконструкцию общественного туалета, а не строительство предприятия общественного питания как отдельного нового объекта.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске Обществу, которое при совокупности определенных условий не лишено права требовать возмещения затрат, понесенных в связи с реконструкцией объекта муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А42-3688/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северные Росы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав установленные ими обстоятельства, правомерно пришли к выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ условий для признания Общества собственником предприятия общественного питания площадью 414,3 кв. м, представляющего собой часть здания общей площадью 458,6 кв. м, которое возведено в результате реконструкции муниципального общественного туалета, фактически снесенного, поскольку из условий договора аренды объекта нежилого фонда и договора аренды земельного участка не следует, что объект и участок предоставлялись Обществу в целях создания на участке нового объекта для себя. При этом не имеется оснований считать, что под реконструкцией общественного туалета в данном случае возможно понимать помещение общественного туалета в подвальном этаже возведенного здания, являющееся частью этого здания, поскольку предприятие общественного питания площадью 414,3 кв. м в составе здания площадью 458,6 кв. м создано на основании документов, разрешавших реконструкцию общественного туалета, а не строительство предприятия общественного питания как отдельного нового объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2023 г. N Ф07-20666/22 по делу N А42-3688/2021