25 января 2023 г. |
Дело N А56-33555/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Савицкая И.Г.,
рассмотрев 25.01.2023 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2022 по делу N А56-33555/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 16.03.2022 N 614/22, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2022 оспариваемое постановление ГЖИ признано незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 11.09.2022 и оставить в силе решение от 06.06.2022. Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о наличии в его действиях состава вменяемого правонарушения и считает, что суд необоснованно отклонил приводимый им довод о необходимости определения среднесуточной температуры в Санкт-Петербурге на момент составления протокола осмотра территории. Общество настаивает на том, что поскольку среднесуточная температура в Санкт-Петербурге на 16.01.2022 составляла минус 3 градуса, то вывоз мусора должен был осуществляться не реже одного раза в трое суток. ГЖИ не зафиксировала факт неоказания Обществом коммунальной услуги по вывозу мусора в течение трех дней подряд, следовательно, как считает податель жалобы, отсутствуют доказательства совершения противоправного деяния. Кроме того, податель жалобы указывает на допущенные Инспекцией процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе на отсутствие сведений о месте совершения правонарушения.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против ее удовлетворения, просит постановление от 11.09.2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как установлено судами, Инспекцией 16.01.2022 проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пионерстроя, д. 14, корп. 1, в ходе которого выявлено нарушение пункта 17 раздела VII приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно на контейнерной площадке, которая закреплена за многоквартирным домом по указанному адресу, не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в связи с чем имеется переполнение контейнера для сбора ТКО, а также складирование ТКО вне контейнера, то есть население не обеспечено коммунальной услугой надлежащего качества по вывозу ТКО с территории контейнерной площадки.
По факту выявленных нарушений ГЖИ составила в отношении Общества протокол от 03.03.2022 N 03/22/51 об административном правонарушении, а постановлением от 16.03.2022 по делу N 614/22 признала Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначила ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое постановление незаконным, основываясь на выводе об отсутствии у Общества обязанности осуществлять ежедневный вывоз твердых коммунальных отходов, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений периодичность оказания коммунальной услуги составляла не реже одного раза в трое суток. Как указал суд, само по себе переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов не указывает на нарушение периодичности оказания коммунальной услуги, поскольку зависит не только от несвоевременности вывоза отходов, но и от скорости наполнения контейнеров, которая подвержена факторам, находящимся вне воли исполнителя коммунальной услуги.
Апелляционная инстанция, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с такой позицией суда не согласилась и сочла постановление ГЖИ от 16.03.2022 N 614/22 законным и обоснованным. Нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности суд не установил. Обосновывая свою позицию, апелляционный суд исходил из следующего.
Статьей 7.23 предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами N 354, в силу подпункта "а" пункта 31 которых исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" Правил N 354).
Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление таких услуг круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (подпункт "в" пункте 3 Правил N 354).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 и подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148(12) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Исходя из подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза твердых коммунальных отходов:
- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в том числе, с отражением графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Типовой договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в виде публичной оферты находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Общества.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Обществом подписано Соглашение от 02.09.2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - Соглашение), в соответствии с которым Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями Соглашения (пункты 2.1.1, 2.1.8, 2.1.11) в обязанности Общества входит осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также соблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, емкостей для твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности Общества в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Пункт 30 Правил N 1156 предусматривает в отношении каждого мусоровоза ведение маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов.
Согласно графику вывоза твердых коммунальных отходов, размещенного на официальном сайте Общества https://spb-neo.ru с контейнерной площадки, закрепленной за спорным многоквартирным домом, вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ежедневно.
Факт переполнения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу и складирование мусора рядом с контейнерами, установлен административным органом и апелляционным судом, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 16.01.2022 (с материалами фотофиксации) и Обществом не отрицается.
В рамках административного производства Обществу было предложено предоставить маршрутный журнал, отчет по посещению геозон за спорный период на спорную контейнерную площадку, чего им сделано не было. Иных документов, из которых возможно достоверно установить факт оказания услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с вышеуказанной контейнерной площадки, суду не представлено.
Суд округа отмечает, что график вывоза твердых коммунальных отходов должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества, не нарушая режим вывоза.
Следовательно, требуемый от регионального оператора нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами (статья 7.23 КоАП РФ), сопряжен не столько с периодичностью вывоза мусора, сколько с качеством предоставления такой услуги. Периодичность вывоза мусора является лишь одним из инструментов обеспечения качественного оказания услуги исходя из объемов накопления отходов в разных локациях города и специфики их накопления, например, в новогодние праздники. В любом случае, вывоз твердых коммунальных отходов должен осуществлять с периодичностью, не допускающей переполнение контейнеров и складирование твердых коммунальных отходов вне контейнерной площадки.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд удостоверился в наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Вывод суда о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможности соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
Такая позиция апелляционного суда соответствует материалам административного производства, содержанию оспариваемого постановления и представленным в дело доказательствам.
Суд апелляционной инстанции проверил порядок привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и констатировал их отсутствие.
Так, для фиксации факта нарушений в порядке статьи 27.8 КоАП РФ должностным лицом Инспекции составлен протокол осмотра от 16.01.2022 с участием двух понятых, при этом в протоколе имеется ссылка на прилагаемые к нему фотоматериалы с указанием даты и адреса фотосъемки.
Отклоняя довод Общества о нарушении требований части 2 статьи 28.7 КоАП РФ (осуществление осмотра в отсутствие представителя юридического лица) суд правомерно обратил внимание на то, что правонарушение выявлено путем непосредственного осмотра территории общедоступным способом с улицы (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), при этом осмотра помещений, территорий, документов заявителя по смыслу статьи 27.8 КоАП РФ не проводилось.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; административное наказание назначено Инспекцией в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра постановления апелляционной инстанции не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2022 по делу N А56-33555/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции проверил порядок привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и констатировал их отсутствие.
Так, для фиксации факта нарушений в порядке статьи 27.8 КоАП РФ должностным лицом Инспекции составлен протокол осмотра от 16.01.2022 с участием двух понятых, при этом в протоколе имеется ссылка на прилагаемые к нему фотоматериалы с указанием даты и адреса фотосъемки.
Отклоняя довод Общества о нарушении требований части 2 статьи 28.7 КоАП РФ (осуществление осмотра в отсутствие представителя юридического лица) суд правомерно обратил внимание на то, что правонарушение выявлено путем непосредственного осмотра территории общедоступным способом с улицы (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), при этом осмотра помещений, территорий, документов заявителя по смыслу статьи 27.8 КоАП РФ не проводилось.
...
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; административное наказание назначено Инспекцией в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2023 г. N Ф07-21549/22 по делу N А56-33555/2022