26 января 2023 г. |
Дело N А66-13874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Теплый лес" Абдурахманова С.И. (доверенность от 25.08.2022) и Зайченко И.И. (доверенность от 15.11.2022),
рассмотрев 26.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А66-13874/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплый лес", адрес: 172770, Тверская область, поселок городского типа Пено, улица Родина, дом 50, ОГРН 1066913007842, ИНН 6935504443 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Россети Центр", адрес: 119017, Москва, улица Малая Ордынка, дом 15, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107 (далее - Компания), об урегулировании разногласий по пунктам 1.3 и 3.1, возникших при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42098919 (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) и Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области).
Решением суда первой инстанции от 18.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2022, разногласия сторон, возникшие при заключении Договора, урегулированы, пункты 1.3 и 3.1 Договора приняты в редакции Общества.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
По мнению подателя жалобы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору должен составлять 2 года со дня его заключения, поскольку для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества требуется выполнение работ по строительству объектов электросетевого хозяйства (раздел 10 Технических условий к Договору).
Кроме того, податель жалобы полагает, что мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые сетевой организацией и перечисленные в разделе 10 Технических условий к Договору, относятся к мероприятиям "последней мили", не связаны с развитием существующей инфраструктуры, поэтому расходы сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства должны быть включены в состав платы по Договору.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, энергопринимающие устройства Общества, расположенные по адресу: Тверская область, поселок городского типа Пено, улица Родина, дом 50, имеют технологическое присоединение к электрическим сетям Компании по 3 категории надежности с максимальной мощностью 504 кВт при уровне напряжения 10 кВ, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения, оформляемым при смене собственника энергопринимающих устройств от 21.01.2020 N ТВ/13-1/09-06.
Общество обратилось к Компании с заявкой от 13.05.2021 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств данного объекта путем увеличения существующей максимальной мощности энергопринимающих устройств на 2500 кВт - до 3004 кВт по 3 категории надежности при напряжении 10 кВ.
Компания направила Обществу проект Договора с Техническими условиями. В соответствии с пунктом 1.3 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет два года со дня заключения Договора. Согласно пункту 3.1 Договора размер платы за выполнение мероприятий по технологическому присоединению рассчитан по тарифным ставкам, утвержденным приказами ГУ РЭК Тверской области от 30.12.2020 N 493-нп, от 14.05.2021 N 59-нп, и составляет 26 742 522 руб. 22 коп.
При определении размера платы Компания включила в него свои расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от ПС 110/10 кВ Пено до земельного участка Общества, предусмотренных в разделе 10 Технических условий к Договору (реконструкция РУ 10 кВ ПС 110/10 кВ Пено в части монтажа стыковочного узла без переходного шкафа для присоединения новой линейной ячейки 10 кВ; установка на 2 секции шин 10 кВ ПС 110/10 кВ Пено новой линейной ячейки распределительного устройства типа КРУН с монтажом фундамента; проектирование и строительство КЛ 10 кВ от новой линейной ячейки 10 кВ до ячейки наружной установки 10 кВ, монтируемой на границе земельного участка Общества).
Общество не согласилось с условиями пунктов 1.3 и 3.1 Договора, полагая, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен составлять один год со дня заключения Договора; строительство Компанией объектов электросетевого хозяйства в целях увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств Общества является развитием существующей инфраструктуры, а потому расходы Компании, связанные в выполнением раздела 10 Технических условий к Договору, в силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) не подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение (письмо от 30.07.2021 N 232 с протоколом разногласий к Договору; мотивированный отказ от подписания Договора от 30.08.2021; претензия от 27.09.2021 N 2709/21).
Поскольку Компания не приняла предложенную Обществом редакцию спорных пунктов Договора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций урегулировали разногласия сторон, приняв пункты 1.3 и 3.1 Договора в редакции истца и установив, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения Договора, а размер платы за технологическое присоединение составляет 23 014 руб. 42 коп. (с НДС).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства должен соответствовать требованиям Закона N 35-ФЗ и Правил N 861.
Возникшие между сторонами разногласия касаются вопросов о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению и плате за технологическое присоединение.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора, исчисляется со дня заключения договора и в случае присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью свыше 670 кВт не может превышать:
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
По смыслу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 не всякая необходимость строительства объектов электросетевого хозяйства влечет за собой установление двухлетнего срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а лишь необходимость выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Вопреки доводам подателя жалобы, в выданных Компанией Технических условиях отсутствует указание на то, что для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества путем увеличения их максимальной мощности необходимо выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии. Выданные Технические условия предусматривают только строительство (реконструкцию) объектов электросетевого хозяйства самой Компании.
С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору должен быть установлен равным одному году с даты заключения Договора.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определен Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17.
Из части 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, пункта 17 Правил N 861, пунктов 32 и 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктов 7, 8, 10 и 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17, следует, что в спорном случае в состав платы за технологическое присоединение включаются только расходы сетевой организации, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (мероприятия "последней мили").
Иные расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и не подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение. Не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.
В случае необходимости выполнения мероприятий "последней мили" расчет платы за технологическое присоединение производится с применением стандартизированных тарифных ставок на строительство объектов "последней мили", установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в данном случае - ГУ РЭК Тверской области). Если отсутствует необходимость реализации мероприятий "последней мили", то формула расчета платы не содержит соответствующей стандартизированной тарифной ставки.
Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11, на сетевую организацию в соответствии с Правилами N 861 возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет. Сетевая организация не может включать в плату за технологическое присоединение затраты на усиление существующей электрической сети.
Установив, что энергопринимающие устройства Общества уже имеют надлежащее технологическое присоединение к сетям Компании, и целью Договора является увеличение максимальной мощности в существующей точке присоединения до 3004 кВт без изменения категории надежности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что мероприятия, перечисленные Компанией в разделе 10 Технических условий к Договору, не относятся к мероприятиям "последней мили", а представляют собой развитие существующей инфраструктуры сетей. Следовательно, Компания не вправе включить затраты на их выполнение в состав платы за технологическое присоединение по Договору.
Указанные выводы судов соответствуют позиции ФАС России, изложенной в письме от 27.09.2021 N ВК/81394/21 в ответ на обращение Общества, а также в постановлении Управления ФАС России по Тверской области от 12.01.2022 о назначении Компании административного наказания по делу N 069/04/9.21-657/2021, которым Компания признана виновной в нарушении приведенных норм законодательства в сфере энергоснабжения при установлении платы в проекте Договора.
Учитывая изложенное, суды правомерно приняли пункт 3.1 Договора в редакции Общества, определившего размер платы за технологическое присоединение в соответствии с приказом ГУ РЭК Тверской области от 30.12.2020 N 493-нп по формуле, предусмотренной для случаев, когда необходимость реализации мероприятий "последней мили" отсутствует.
Поскольку выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Компании.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А66-13874/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11, на сетевую организацию в соответствии с Правилами N 861 возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет. Сетевая организация не может включать в плату за технологическое присоединение затраты на усиление существующей электрической сети."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2023 г. N Ф07-20397/22 по делу N А66-13874/2021