26 января 2023 г. |
Дело N А56-31545/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" Сафоновой Е.Н. (доверенность от 09.01.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" Поплевкиной Л.Ф. (доверенность от 02.02.2022),
рассмотрев 26.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А56-31545/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", адрес: 191124, Санкт-Петербург, Тульская улица, дом 7, литер А, помещение 1-Н, офис 2, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга", адрес: 194156, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 24/9, ОГРН 1027801576219, ИНН 7802109446 (далее - Учреждение), о взыскании 126 235 руб. 22 коп. платы за коммунальные услуги электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, начисленной в размере повышающего коэффициента за период с января 2019 года по декабрь 2021 года, 40 942 руб. 55 коп. неустойки, начисленной на сумму задолженности по правилам части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за периоды с 12.02.2019 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 27.02.2022, а также неустойки, начисленной на сумму задолженности по правилам части 14 статьи 155 ЖК РФ начиная с 28.02.2022 до момента фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2022, исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
Податель жалобы считает, что Обществом необоснованно предъявлено к взысканию с Учреждения 95 135 руб. 34 коп. платы в размере повышающего коэффициента. Как указывает податель жалобы, спорные жилые помещения представляют собой комнаты в коммунальных квартирах со смешанной формой собственности, в которых нет возможности установить индивидуальные приборы учета; установка индивидуальных приборов учета только за счет средств Учреждения будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств; начисление в отношении таких помещений повышающего коэффициента неправомерно.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Представители третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке
Как видно из материалов дела, Общество в спорный период осуществляло управление многоквартирными домами (МКД), расположенными по адресам: Санкт-Петербург, Сердобольская ул., д. 2Г, лит. А; Выборгская наб., д. 59, корп. 1, лит. А; пос. Левашово-2, д.1, лит. А, в которых часть жилых помещений (квартиры и комнаты в коммунальных квартирах) находятся в собственности Санкт-Петербурга. Данные помещения не оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электрической энергии, холодной и горячей воды.
Учреждение наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений в МКД.
Общество, ссылаясь на то, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета находящихся в собственности публично-правового образования жилых помещений в МКД, обратилось в арбитражный суд с иском к Учреждению о взыскании платы за коммунальные услуги электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, начисленной в размере повышающего коэффициента, и неустойки за нарушение сроков ее внесения.
Суды удовлетворили иск Общества в полном объеме, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Факт оказания в отношении спорных помещений коммунальных услуг электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения сторонами не оспаривается.
Разногласия сторон касаются возможности взыскания Обществом с Учреждения повышающего коэффициента как составной части платы за оказанные коммунальные услуги в отношении комнат в коммунальной квартире.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) на собственников помещений в многоквартирных домах, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, возложена обязанность до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагается на собственников этих помещений.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого составляет 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 N 304-ЭС19-13264, пункт 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр).
Поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возложена на его собственника, а ответчик не подтвердил отсутствие технической возможности установки индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в спорных помещениях, суды правомерно удовлетворили исковые требования Общества о взыскании платы в размере повышающего коэффициента и начисленной на нее неустойки.
По смыслу приведенных норм собственники комнат в коммунальной квартире не могут быть освобождены от обязанности по установке общих (квартирных) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии только в силу особенного статуса принадлежащего им жилого помещения. Поэтому, вопреки доводам подателя жалобы, то обстоятельство, что часть спорных жилых помещений являются комнатами в коммунальной квартире, само по себе не свидетельствует о невозможности установки в них общих (квартирных) приборов учета. Наличие технической возможности установки общих (квартирных) приборов учета в коммунальной квартире также определяется в соответствии с Приказом N 485/пр, однако акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах отсутствие общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии при наличии у собственников комнат в коммунальной квартире обязанности установки такого прибора учета в силу пунктов 42, 50 Правил N 354 позволяет рассчитывать размер платы за коммунальные услуги с учетом повышающего коэффициента - 1,5 (по формуле пункта 7(1) приложения N 2 к Правилам N 354).
Выводы о том, что расходы на установку общего (квартирного) прибора учета в коммунальной квартире должно в полном объеме нести Учреждение, в судебных актах отсутствуют. Такие расходы по правилам статей 30 и 46 ЖК РФ несут все собственники комнат в коммунальной квартире пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире.
Учитывая изложенное, иск Общества удовлетворен судами правомерно.
Поскольку выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А56-31545/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм собственники комнат в коммунальной квартире не могут быть освобождены от обязанности по установке общих (квартирных) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии только в силу особенного статуса принадлежащего им жилого помещения. Поэтому, вопреки доводам подателя жалобы, то обстоятельство, что часть спорных жилых помещений являются комнатами в коммунальной квартире, само по себе не свидетельствует о невозможности установки в них общих (квартирных) приборов учета. Наличие технической возможности установки общих (квартирных) приборов учета в коммунальной квартире также определяется в соответствии с Приказом N 485/пр, однако акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах отсутствие общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии при наличии у собственников комнат в коммунальной квартире обязанности установки такого прибора учета в силу пунктов 42, 50 Правил N 354 позволяет рассчитывать размер платы за коммунальные услуги с учетом повышающего коэффициента - 1,5 (по формуле пункта 7(1) приложения N 2 к Правилам N 354).
Выводы о том, что расходы на установку общего (квартирного) прибора учета в коммунальной квартире должно в полном объеме нести Учреждение, в судебных актах отсутствуют. Такие расходы по правилам статей 30 и 46 ЖК РФ несут все собственники комнат в коммунальной квартире пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А56-31545/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2023 г. N Ф07-20660/22 по делу N А56-31545/2022