27 января 2023 г. |
Дело N А56-423/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Даниловой Н.В. (доверенность от 05.04.2022), от общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" Чертовских А.С. (доверенность от 19.09.2022 N 602),
рассмотрев 24.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-423/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз", адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 90, корп. 1, лит. А, ОГРН 1047833005406, ИНН 7838017541 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления от 23.11.2021, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1292/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 600 000 руб. административного штрафа.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано, вместе с тем оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу административного штрафа, размер которого снижен до 300 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 07.09.2022 решение от 03.06.2022 отменено, постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 07.09.2022, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, исходя из параметров газоиспользующего оборудования Общества, указанных в технических условиях (приложении N 1) к договору о подключении от 08.06.2016 N ТП4С-566-2016 (далее - Договор), и с учетом пункта 20 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Общества определялась с применением стандартизированных тарифных ставок; Общество допустило нарушение подпункта "б" пункта 85 ранее действовавших Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), выразившееся в нарушении срока осуществления технологического присоединения оборудования заявителя к газораспределительной сети, пункта 104 названных Правил, заключавшееся в навязывании акционерному обществу "Автотранспортное экспедиционное предприятие" (далее - АО "АТЭП") оплаты работ по осуществлению технологического присоединения по индивидуальному проекту.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая постановление от 07.09.2022 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) и АО "АТЭП" 08.06.2016 заключили Договор, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель обязался подключить (осуществить технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования для газоснабжения нежилого здания, находящегося по адресу: пос. Стрельна, ул. Нижняя дорога, д. 2а, лит. А, к сети газораспределения с обеспечением максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель - оплатить услуги по технологическому присоединению.
Срок выполнения мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года с даты заключения Договора (пункт 1.5).
Дополнительными соглашениями от 20.11.2017 N 1, от 17.07.2018 N 2, от 17.04.2020 N 3, от 06.11.2020 N 4 срок выполнения мероприятий по подключению продлевался, последним соглашением такой срок был продлен до 20.05.2021.
В силу пункта 4.1 Договора размер (предварительный размер) платы за технологическое присоединение составил 621 554 руб. 11 коп., стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы с учетом дополнительных налоговых платежей - 176 184 руб. 86 коп. (пункт 4.2 Договора).
В пункте 4.2 Договора указано, что размер платы за технологическое присоединение, указанный в пункте 4.1, корректируется путем заключения дополнительного соглашения. При этом, если размер платы за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту, ее размер устанавливается в дополнительном соглашении к Договору с учетом стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов по ликвидации дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения.
В ответ на заявление Общества от 08.04.2021 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объекта АО "АТЭП" на основании Договора распоряжением председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.04.2021 N 26-р такая плата установлена в размере 7 174 040 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
В соответствии с направленным Обществом 14.05.2021 АО "АТЭП" проектом дополнительного соглашения N 5 к Договору плата за технологическое присоединение составила 8 608 848 руб.
Дополнительное соглашение N 5 АО "АТЭП" не подписало, сославшись на то, что индивидуальный проект Договором не предусмотрен.
В заявлении от 14.07.2021 (вх. N 24889-ЭП/21) АО "АТЭП" сообщило Управлению, что на 14.07.2021 не выполнено технологическое присоединение принадлежащего АО "АТЭП" газоиспользующего оборудования.
Рассмотрев заявление АО "АТЭП", Управление усмотрело в действиях Общества признаки нарушения подпункта "б" пункта 85, пункта 104 ранее действовавших Правил N 1314.
По данному факту Управление 11.11.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а 23.11.2021 вынесло по делу N 078/04/9.21-1292/2021 постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде взыскания 600 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отказал в удовлетворении заявления Общества, при этом установил основания для снижения назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
Апелляционный суд, придя к выводу о неподтвержденности материалами дела вмененных Обществу нарушений Правил N 1314, об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным и отменил постановление Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
На даты заключения Договора, направления Обществом дополнительного соглашения N 5 к нему и обращения АО "АТЭП" к Управлению порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства был регламентирован Правилами N 1314.
В силу подпунктов "б", "г" пункта 83 Правил N 1314 к существенным условиям договора о подключении относятся срок осуществления мероприятий по подключению, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 85 Правил N 1314 в редакции, действовавшей на дату заключения Договора, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года - для заявителей, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе - менее 0,6 МПа включительно, в случаях, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, кроме случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Согласно подпункту "в" пункта 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" названого пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и условия Договора, констатировал, что действия Общества по направлению АО "АТЭП" дополнительного соглашения N 5 и установлению за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования платы как при подключении к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту, соответствуют условиям Договора и пунктам 87, 102, 105 Правил N 1314.
В постановлении апелляционный суд указал, что Управление не вменило Обществу нарушение срока исполнения Договора, однако данный вывод противоречит обстоятельствам дела.
В резолютивной части постановления от 23.11.2021 по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1292/2021 Управление указало, что Обществу назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Договором и подпунктом "б" пункта 85 Правил N 1314.
Вменение Обществу нарушения подпункта "б" пункта 85 Правил N 1314 также следует из содержания оспоренного постановления, протокола об административном правонарушении.
Указанный ошибочный вывод апелляционного суда привел к принятию неправомерного судебного акта.
Согласно подпункту "б" пункта 85 Правил N 1314 в редакции, действовавшей на дату заключения Договора, пункту 1.5 Договора срок осуществления мероприятий по подключению составлял не более 1,5 года.
Дополнительными соглашениями к Договору срок неоднократно продлевался, в соответствии с дополнительным соглашением от 06.11.2020 N 4 к Договору мероприятия по подключению надлежало выполнить не позднее 20.05.2021.
Как установили суды и следует из материалов дела, дополнительное соглашение N 5 к Договору с указанием платы за технологическое присоединение Общество направило АО "АТЭП" 14.05.2021, то есть незадолго до истечения срока, установленного в дополнительном соглашении N 4 к Договору.
Из материалов дела не следует, судом первой инстанции не установлено и Обществом не доказано, что с учетом дат направления АО "АТЭП" дополнительного соглашения N 5 и завершения мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительной сети такое подключение могло было быть осуществлено в установленный дополнительным соглашением N 4 к Договору срок.
Фактически в установленный срок газоиспользующее оборудование АО "АТЭП" не было подключено к газораспределительной сети.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установил суд первой инстанции, доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 1314 в части срока осуществления технологического присоединения к газораспределительной сети в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела и учтя подлежащие применению нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило, судом первой инстанции таких нарушений не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел с учетом привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, соблюден.
Суд первой инстанции счел возможным применить в рассматриваемом случае положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного Обществу административного штрафа ниже низшего предела.
Назначенное судом первой инстанции наказание в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Вывод суда о наличии или отсутствии оснований для снижения назначенного юридическому лицу административного штрафа связан с оценкой доказательств по делу.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из изложенных обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-423/2022 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2022 по данному делу.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из установленных судом обстоятельств дела и учтя подлежащие применению нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел с учетом привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, соблюден.
Суд первой инстанции счел возможным применить в рассматриваемом случае положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного Обществу административного штрафа ниже низшего предела.
Назначенное судом первой инстанции наказание в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2023 г. N Ф07-20717/22 по делу N А56-423/2022