30 января 2023 г. |
Дело N А56-88244/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - Кононовой И.А. (доверенность от 09.01.2023), от Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - Кононовой И.А. (доверенность от 17.01.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Выборгская лесопромышленная корпорация" - Иванова А.А. (доверенность от 01.03.2022), от Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - Денисова В.В. (доверенность от 29.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А56-88244/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Выборгская лесопромышленная корпорация" (далее - Общество, ООО "ВЛК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация МО "Советское городское поселение"), Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация МО "Выборгский район"), общество с ограниченной ответственностью "Международный финансовый центр Капитал" и Таврический Банк (акционерное общество).
Решением суда первой инстанции от 05.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2022, заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 признано недействительным.
В кассационной жалобе Администрация МО "Советское городское поселение", считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Советское городское поселение" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения. Представитель Администрации МО "Выборгский район" согласился с доводами кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Советом депутатов принято решение от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества ООО "ВЛК" признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему ООО "ВЛК" предложено учесть социальную значимость имущества.
В перечень имущества, которое Совет депутатов посчитал социально значимым, вошли, в частности, следующие объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, находящиеся в собственности Общества: здание водозабора (лит. В4, нежилое, площадь 574, 5 кв. м, к/н 47 00 2/2001 432, земельный участок под водозабор, сооружение сырой воды, участок N 1, площадь 20130 кв. м, к/н N 47:01:06 01; земельный участок под водозабор сооружений сырой воды, участок N 2, площадь 23820 кв. м, к/н 47:01:06 01 001:0052; здание водоочистных сооружений, лит. В5, нежилое 1612, 1 кв. м, к/н 47 002/2001 425; земельный участок под водоочистные сооружения, площадь 3384 кв. м, к/н 47:01:06 01 001:0052; комплектная установка для производства воды промышленности и хозяйственно-питьевого назначения; комплектная установка для очистки производственных сточных вод; комплекс электрохозяйства ВиК; комплексная система забора и подачи воды из р. Гороховка; клапаны к-т 1; лабораторное оборудование, оборудование КИПиА; система (КИПиА); комплект съемных фильтрующих форсунок для фильтра флотатора N 4, коммерческий узел учета холодного водоснабжения; сети водоснабжения (включая трубопроводы к ПГВ, к цеху сортирования, к промывному цеху, цеху ПБО, цеху ППБ) протяженностью 18 461, 99 п. м; аэратор (6 шт.), назначение: нежилое, общая площадь 1 577, 8 кв. м, инв. N 41:215:002:00002380:0408:00000, лит. Г8, адрес: Ленинградская область, Выборгский район, п. Советский, ул. Заводская, д. 2, к/н 47:01:0601001:4556; аэратор (2 шт.), назначение: нежилое, общая площадь 2 347, 2 кв. м, инв. N 41:215:002:000002380:0211:00000, лит. Б12, адрес: Ленинградская область, Выборгский район, п. Советский, ул. Заводская, д. 2, к/н 47:01:0601001:4522; аэратор бытовых стоков (2 шт.), назначение: нежилое, общая площадь 248, 6 кв. м, инв. N 41:215:002:000002380:00000, лит. Б12, адрес: Ленинградская область, Выборгский район, п. Советский, ул. Заводская, д. 2, к/н N 47:01:0601001:4536; здание главного корпуса. Очистные сооружения промстоков, назначение: нежилое, 4-этажный, общая площадь 1163 кв. м, инв. N 41:215:002:000002380:0161:00000, лит. А61, адрес: ЛО, Выборгский район, п. Советский, ул. Заводская, д. 2, к/н 47:01:0601001:642; здание очистных сооружений промстоков, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 421, 9 кв. м, к/н 47:01:0601001:1185; илоуплотнители бытовые, назначение: нежилое, общая площадь 19, 7 кв. м, лит. Б9; илоуплотнитель промышленный (2 шт.), назначение: нежилое, общая площадь 438, 5 кв. м, к/н 47:01:0601001:4533 (N 145); очистные сооружения хоз. бытовых стоков, назначение: нежилое, общая площадь 916, 7 кв. м, к/н 47:01:0601001:4510; здание станции биологической очистки, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 7 990 кв. м, к/н 47:01:0601001:744; узел отстаивания ливневых стоков N 1 объемом 2 281 куб. м, назначение: нежилое, к/н 47:01:0601001:4538; узел отстаивания ливневых стоков N 2 объемом 4 086 куб. м, назначение: нежилое (к/н 47:01:0601001:971; сети канализации (включая трубопроводы к ПГВ, к цеху сортирования, промывному, цеху ПБО, цеху ППБ) протяженностью 19250, 78 п. м, назначение: нежилое, к/н 47:01:0601001:4534, здание цеха сушки ила, назначение: нежилое, 4-этажный, общая площадь 1 124, 30 кв. м, к/н 47:01:0601001:4552; здание старой котельной, лит. В1, нежилое, площадь 2 196 кв. м, к/н 47 002/2001 434, дымовая труба высотой 98 м, лит. Д, площадь 53, 0 кв. м, к/н 47 00 2/2001 424, здание котельной, лит. В3, нежилое, площадь 3 879, 6 кв. м, к/н 47 00 2/2001 433, земельный участок под старую котельную, площадь 3 922 кв. м, к/н 47:01:06 01 001:0050, комплектная установка по выработке тепловой энергии для нужд теплофикации в составе: водогрейный котел КВГМ N 7, система водоподготовки насосов, трубопроводов, арматуры, газоходов, дымоходов, оснащенная автоматизированной системой датчиков, регуляторов, процессорами и мониторами, Водогрейный котел КВГМ N 6 1 шт.; пластинчатый теплообменник Р 06 160 (КВЦ), земельный участок под новую котельную, площадь 4023 кв. м, к/н 47:01:06 01 001:0049.
Не согласившись с решением Совета депутатов от 11.06.2021 N 94, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 признано недействительным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
По смыслу пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий.
В данном случае перечисленные в оспариваемом решении Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 объекты включены в состав лота N 1 "Основные средства" в Положении о порядке, сроках и условиях объединенной продажи имущества, залогового и свободного от обременений (в редакции от 20.11.2020) и подлежат реализации на открытых торгах в соответствии с решениями собрания кредиторов от 08.02.2019 и 20.11.2020.
В рамках дела N А56-45590/2015 о банкротстве ООО "ВЛК" Администрация МО "Советское городское поселение" обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о рассмотрении разногласий с конкурсным управляющим Власенко Н.В. в отношении определения порядка реализации социально значимых объектов имущества должника, указанных в приложении 5.1 "Лот N 1 основные средства" к Положению о порядке, сроках и условиях объединенной продажи имущества залогового и свободного от обременения имущества Общества в редакции, утвержденной собранием кредиторов от 20.11.2020 (далее - Положение).
Администрация МО "Советское городское поселение" просила исключить социально значимые объекты из лота N 1 и обязать конкурсного управляющего и конкурсных кредиторов должника сформировать и утвердить общим собранием кредиторов отдельное положение о порядке продажи принадлежащих должнику социально значимых объектов на торгах, проводимых в форме конкурса (далее - Положение о продаже социально значимых объектов), предусмотрев в таком Положении, а также в проекте соответствующего договора купли продажи, следующие обязательства покупателя (покупателей):
- обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, в том числе обязательства по осуществлению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в пос. Советский Выборгского р-на Ленинградской обл.;
- предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-45590/2015/разн.2 в удовлетворении заявления Администрации об исключении социально значимого имущества из Положения, обязании конкурсного управляющего и конкурсных кредиторов сформировать и утвердить Положение о продаже социально значимых объектов, отказано. Этим же определением суд обязал конкурсного управляющего при проведении торгов имуществом, поименованном в Положении, раскрывать сведения о вхождении имущества, включенного в единый лот, в состав социально значимых объектов, а также о необходимости соблюдения потенциальными покупателями обязанности обеспечивать тепло-, энерго- и водоснабжение, водоотведение в соответствии с целевым назначением имущества.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации МО "Советское городское поселение" в рамках обособленного спора по делу N А56-45590/2015/разн.2, суд исходил из того, что спорные объекты основных средств Общества спроектированы и предназначены в первую очередь для обеспечения деятельности целлюлозно-бумажного комбината, расположенного в п. Советский, с учетом потребности в теплоснабжении объектов социального значения и жилищного фонда поселка городского типа Советский.
Суд признал, что спорные объекты не являются частью коммунальной (общественной) инфраструктуры поселка Советский и не используются в большей степени для жизнеобеспечения граждан и социальных учреждений, они находятся в составе производственно-технологического комплекса, который является единым и в котором разделение имущества в зависимости от его использования для производственных целей и бытового энергоснабжения технически невозможно. Это касается и тепловых, и иных инженерных сетей (электрических, газовых, сетей водоснабжения и водоотведения). При этом, придание всему имущественному комплексу социального статуса значительно уменьшит привлекательность имущества для потенциальных покупателей и явиться препятствием для его реализации в целях формирования конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Как установлено судами при рассмотрении обособленного спора по делу N А56-45590/2015/разн.2, спорное имущество обособленный социально значимый объект не образует, а является неотъемлемой частью производственного объекта - предприятия должника.
Кассационная инстанция считает, что с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении обособленного спора по делу N А56-45590/2015/разн.2, оспариваемое решение Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 нарушает права и законные интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку способно породить у неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении указанных объектов в числе иного имущества Общества, определенные сомнения в отношении целевого назначения продаваемого имущества и перспектив его последующего использования в гражданском обороте. Кроме того, кассационная инстанция считает правильными выводы судов о том, что оспариваемое решение принято за пределами компетенции Совета депутатов, поскольку, по сути, представляет собой не основанное на нормах законодательства вторжение органа, осуществляющего публичные полномочия, в хозяйственную деятельность Общества путем определения назначения имущества, принадлежащего последнему.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А56-88244/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
...
По смыслу пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2023 г. N Ф07-20828/22 по делу N А56-88244/2021