30 января 2023 г. |
Дело N А21-3806/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевич О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 23.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская энергетическая лаборатория" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А21-3806/2022,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Балтийского гарнизона, адрес: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, пр. Ленина, д. 1а (далее - прокурор), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская энергетическая лаборатория", адрес: 195248, Санкт-Петербург, Уманский пер., д. 71, ОГРН 1037816009285, ИНН 7806027635 (далее - Общество), к административной ответственности по статье 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.08.2022 суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по статье 14.49 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Апелляционный суд постановлением от 10.10.2022 отменил решение от 02.08.2022 в части назначенного Обществу административного штрафа, превышающего 350 000 руб.; в остальной части решение оставил без изменения.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать прокурору в удовлетворении заявления.
Податель кассационной жалобы указывает на отсутствие вины во вмененном административном правонарушении; обращает внимание, что спорная продукция поставлена в соответствии с договорами и гарантийными письмами, которые не содержали требования о том, что товар должен быть российского производства.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей прокурора и Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и акционерное общество "33 судоремонтный завод" (далее - АО 33 СРЗ) заключили государственный контракт от 17.02.2020 N 2022187301601442209209952 на который распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
АО "33 СРЗ" для выполнения ремонта главных распределительных щитов кораблей Балтийского флота заключило 4 договора с акционерным обществом "Светловское предприятие ЭРА" (далее - АО "СП ЭРА").
В свою очередь для исполнения договорных обязательств АО "СП ЭРА" в адрес Общества направлены гарантийные письма от 18.03.2021 N 172, от 12.04.2021 N 264 и 269 о необходимости поставки автоматических выключателей определенного типа; технические характеристики и параметры поставляемой продукции должны соответствовать технической документации изготовителя и подтверждаться сертификатом (паспорт, формуляр и т.д.) качества изготовителя. При этом Общество обязано было гарантировать, что поставляемая продукция должна быть российского производства, являться новой, неиспользуемой, серийно выпускаемой, с не истекшими сроками хранения и назначенными гарантийными обязательствами. Качество продукции должно соответствовать требованиям ГОСТ Р, ТУ завода-изготовителя.
На основании указанных гарантийных писем между Обществом и АО "СП ЭРА" заключено 3 договора и в период с 13.08.2021 по 22.09.2021 поставлено 14 автоматических выключателей на производственный склад АО "СП ЭРА".
Факт поставки и приема продукции подтвержден материалами дела, произведена оплата на общую сумму 7 901 500 руб.
Проведенным должностными лицами 1190 военного представительства Минобороны России совместно с представителями АО "СП ЭРА" входным контролем указанных автоматических выключателей выявлено, что в левом верхнем углу каждого из вышеуказанных автоматических выключателей черной краской закрашена надпись "VIRA", которая означает изготовление этих автоматических выключателей ООО "ВИРА ЛТД" (г. Харьков Украина) - дочерней компании ООО "НПП РИМК" (г. Харьков Украина).
При этом военно-техническое сотрудничество между Российской Федерацией и Украиной с 2014 года прекращено, какого-либо решения государственного заказчика о возможности применения указанных автоматических выключателей на кораблях и судах ВМФ не имеется, в связи с чем поставленные Обществом автоматические выключатели признаны непригодными для использования в рамках выполнения государственного оборонного заказа на боевых кораблях Балтийского флота.
Кроме того, с целью легализации поставленных автоматических выключателей на территории Российской Федерации и сокрытия факта украинского производства, Обществом изготовлены и в качестве сопроводительных документов представлены паспорта, подписанные начальником ОТК Общества и скрепленные печатью этой организации, на которых каких-либо сведений об их изготовителе не имеется.
Проведенной проверкой установлено, что Общество, легализуя автоматические выключатели украинского производства для дальнейшей их реализации на территории Российской Федерации, с целью создать видимость проведения входного контроля и приемо-сдаточных испытаний, оформили соответствующие протоколы от 10.08.2021 N 1 и 2, от 14.09.2021 N 7, от 15.09.2021 N 8, 9, 10, 11 и 12, от 16.09.2021 N 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода Прокуратуры о поставке Обществом продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.
Постановлением Прокуратуры от 08.04.2022 в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.49 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 14.49 КоАП РФ нарушение изготовителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 3 Закона N 275-ФЗ государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; под контрактом понимается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе обязательства сторон и их ответственность.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона N 275-ФЗ в состав государственного оборонного заказа могут включаться поставки вооружения, военной и специальной техники, а также сырья, материалов и комплектующих изделий.
В силу пунктов 1, 14 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество, являясь поставщиком по государственному оборонному заказу оборонной продукции - автоматических выключателей, в период исполнения обязательств по договорам нарушило обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, предусмотренные Законом N 275-ФЗ, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлениями Правительства Российской Федерации N 1036, 1567, 1152дсп, ГОСТ РВ 15.307-2002, а также установленные контрактом и заключенными в его исполнение договорами.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований, в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом объекта посягательства (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено.
При вынесении постановления судом апелляционной инстанции разрешен вопрос в части назначения Обществу административного штрафа с учетом положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022).
Судом апелляционной инстанции применены положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, административное наказание определено в размере 350 000 руб.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судом по делу в пределах своей компетенции и положены в основу принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А21-3806/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская энергетическая лаборатория" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований, в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом объекта посягательства (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено.
При вынесении постановления судом апелляционной инстанции разрешен вопрос в части назначения Обществу административного штрафа с учетом положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022).
Судом апелляционной инстанции применены положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, административное наказание определено в размере 350 000 руб.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А21-3806/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская энергетическая лаборатория" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2023 г. N Ф07-20458/22 по делу N А21-3806/2022