31 января 2023 г. |
Дело N А56-7272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" Южанина Г.А. (доверенность от 01.12.2021), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Филипповой Е.Н. (доверенность от 11.01.2023 N 10),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А56-7272/2022,
УСТАНОВИЛ:
Централизованная религиозная организация "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Большая Конюшенная ул., д. 8, ОГРН 1037858011289, ИНН 7808012320 (далее - Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета от 23.12.2021 N АН-1860 об отказе в передаче Организации здания "Дом офицеров", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный район, Выборгское г. п., г. Выборг, ул. Димитрова, д. 5; обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав заявителя и принять решение о передаче указанного здания в собственность Организации.
Решением от 02.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
Организация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Организация при обращении в Комитет представила достаточные доказательства того, что объект является имуществом религиозного назначения; исходя из буквального толкования Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) не имеет правового значения, в течение какого периода времени и для каких целей использовалось спорное здание после включения территории города Выборга в состав Советского Союза и относилось ли имущество после этого к имуществу религиозного назначения.
В судебном заседании представитель Организации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация, зарегистрированная при создании 23.06.2000, согласно ее уставу является централизованной религиозной организацией, объединяющей преимущественно евангелическо-лютеранские приходы, действующие традиционно на территории Ленинградской области, Республики Карелия и иных регионов Российской Федерации; является канонической продолжательницей традиций Ингерманландской финской евангелическо-лютеранской Церкви, положившей свое начало в XVII веке на территории Санкт-Петербургской губернии, деятельность верховных органов которой стала невозможной в 30-х годах XX века.
На территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области находится нежилое здание - здание "Дом офицеров" с кадастровым номером 47:01:0107003:305, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный район, Выборгское г. п., г. Выборг, ул. Димитрова, д. 5, 1928 года постройки. Собственником указанного объекта является муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области.
Указанный объект актом от 14.03.89, утвержденным начальником Инспекции по охране памятников истории и культуры Ленинградской области, зарегистрирован как вновь выявленный памятник истории и культуры под наименованием "Дом б. прихода кафедрального собора, 1928 г.", в настоящее время используемый как Дом офицеров.
Организация 17.11.2021 обратилась в Комитет с заявлением о передаче ей в собственность безвозмездно указанного объекта как имущества религиозного назначения в соответствии с Законом N 327-ФЗ.
Комитет письмом от 23.12.2021 N АН-1860 сообщил Организации, что здание является объектом муниципальной собственности муниципального образования "Выборгский район" и передано в безвозмездное пользование государственному и муниципальным учреждениям для использования под уставную деятельность.
Организация, считая, что основания для отказа в передаче ей в собственность спорного здания, относящегося к имуществу религиозного назначения, отсутствовали, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Законом N 327-ФЗ установлены особенности передачи религиозным организациям в собственность или в пользование имущества религиозного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона к имуществу религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность, социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
Статьей 3 данного Закона определены принципы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения. Согласно части 4 этой статьи передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения предусмотрены статьей 8 Закона N 327-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, в частности, в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 данного Закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 названного Закона.
Решения об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимаются в соответствии с принципами передачи такого имущества, установленными статьей 3 данного Закона (часть 3 статьи 8 Закона N 327-ФЗ).
Как следует из представленных в дело документов, в том числе краткой исторической справки от 16.12.2011 и архивной справки, нежилое здание по указанному выше адресу построено в 1928-30 годах приходом Выборгского финского лютеранского собора для собственных нужд (обеспечения религиозной деятельности) на принадлежавшем приходу земельном участке N 18 городского района Репола по генеральному плану города 1861 - 1939 гг., выкупленном приходом в 1928 году. Помещение было предназначено для собраний и торжеств, в нем могли одновременно разместиться не более 694 человек. В сложенном из кирпича приходском доме также размещались служебные квартиры приходского настоятеля, капеллана и пономоря, а также квартира приходской канцелярии. Новый кафедральный собор Выборга был торжественно открыт 16.03.30, использовался приходом кафедрального собора и принадлежал ему на протяжении 1930-х годов, а затем во время Советско-финской войны.
Как указала Организация в исковом заявлении, в результате советско-финских войн (1939-1944) деятельность лютеранского прихода прекратилась, и по окончании Великой Отечественной Войны помещения занял Выборгский гарнизонный дом офицеров, образованный в 1945 году.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приняв во внимание, что после включения города Выборга в состав СССР спорное здание находилось в ведении Министерства обороны СССР, которое использовало его для размещения гарнизонного Дома офицеров, здание после передачи в муниципальную собственность также использовалось для целей, не связанных с религиозной деятельностью, на дату вступления в силу Закона N 327-ФЗ здание не перепрофилировано, не реконструировано для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций, в отсутствие достаточных доказательств строительства здания для использования его изначально в целях осуществления религиозной деятельности, а не в бытовых целях религиозной организации, правомерно пришли к выводу, что спорный объект не относится к имуществу религиозного назначения, которое подлежит передаче безвозмездно в собственность религиозной организации.
При этом вопрос о возможности признания здания "Дом офицеров" имуществом религиозного назначения уже являлся предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках другого дела (N А56-38215/2013), возбужденного по заявлению местной религиозной организации об оспаривании отказа администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в передаче данного объекта в собственность этой организации по тем же основаниям, что объект не относится к имуществу религиозного назначения.
При таком положении суды правомерно посчитали оспариваемый отказ Комитета законным и отказали в удовлетворении требований Организации.
Доводы подателя жалобы не подтверждают несоответствие выводов судов об оценке спорного объекта как не относящегося к имуществу религиозного назначения имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А56-7272/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.