01 февраля 2023 г. |
Дело N А13-8013/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от Контрольно-счетной палаты Вологодской области Шепринской М.С. (доверенность от 09.01.2023 N 1), от муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" Красильниковой Е.В. (доверенность от 09.01.2023 N 02-18/144), от Администрации города Вологды Семеновой И.А. (доверенность от 16.01.2023 N 1), от Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды Семеновой И.А. (доверенность от 09.01.2023 N 13-2-2-8/110),
рассмотрев 30.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 по делу N А13-8013/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Вологды, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, адрес: 160019, г. Вологда, ул. Горького, д. 35, ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212 (далее - Департамент дорожного хозяйства), от 28.05.2021 N ИХ.13-1719/21 о возврате средств субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент городского хозяйства), муниципальное казенное учреждение "Служба городского хозяйства", адрес: 160000, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 15, ОГРН 1183525035792, ИНН 352543213 (далее - МКУ "Служба городского хозяйства"), общество с ограниченной ответственностью "Магистраль", адрес: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 32, кв. 27, ОГРН 1103525014449, ИНН 3525248053 (далее - ООО "Магистраль"), общество с ограниченной ответственностью "Дорсервис", адрес: 160031, г. Вологда, ул. Хлюстова, д. 18в, каб. 305, ОГРН 1153525044320, ИНН 3525363835 (далее - ООО "Дорсервис"), автономное учреждение Вологодской области "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области", адрес: 160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52, оф. 823, ОГРН 1023500899773, ИНН 3525005043 (далее - Учреждение), Контрольно-счетная палата Вологодской области адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500040562, ИНН 3525082584 (далее - Счетная палата).
Решением суда от 16.06.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Счетная палата, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит изменить обжалуемые решение и постановление в части выводов судов об отсутствии оснований взыскания субсидии в связи с неподтверждением факта нецелевого использования и наличием технической ошибки в установлении показателя протяженности отремонтированной автомобильной дороги.
По мнению подателя кассационной жалобы, средства субсидии подлежат возврату не только в случае выявления факта нецелевого использования, но и в случае нарушения условий ее предоставления; выводы судов о возврате средств субсидии только при выявлении факта нецелевого использования не основаны на нормах материального права и затрагивают права и интересы Счетной палаты как органа, осуществляющего внешний государственный контроль, и главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего контроль за возвратом средств субсидии в случае несоблюдения целей и условий ее предоставления. Счетная палата настаивает на невыполнении Администрацией установленного показателя результативности по вводу отремонтированных автомобильных дорог общего пользования города Вологды: от Окружного шоссе, д. 32 до ул. Возрождения, протяженностью 0,3 км, поскольку фактически отремонтировано только 0,196 км указанной автомобильной дороги (65,3% значения показателя результативности по данной автомобильной дороге); документы, подтверждающие наличие технической ошибки при установлении показателей результативности предоставления субсидии, в материалы дела не представлены, какие-либо изменения в соглашение от 12.04.2019 N С-27/1 о предоставлении субсидии и в муниципальную программу в части показателей результативности субсидии не вносились.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента дорожного хозяйства, ООО "Магистраль", ООО "Дорсервис", Учреждения в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Счетной палаты поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель МКУ "Служба городского хозяйства" возражал против ее удовлетворения.
Поскольку Счетная палата обжалует решение от 16.06.2022 и постановление от 21.09.2022 по настоящему делу только в части выводов судов по эпизоду, связанному с требованием Департамента дорожного хозяйства о возврате средств субсидии в связи с невыполнением показателя результативности предоставления субсидии по вводу отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения, законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с подпрограммой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования" государственной программы Вологодской области "Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014 - 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1100, Департаментом дорожного хозяйства и Администрацией заключено соглашение от 12.04.2019 N С-27/1 (далее - Соглашение) о предоставлении в 2019 году субсидии на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области и дополнительные соглашения к нему от 19.06.2019 N С-27/2, от 26.08.2019 N С-27/3, от 31.10.2019 N с-25/4, от 25.11.2019 N с-27/5, от 26.12.2019 N с-27/6.
В соответствии с Соглашением из областного бюджета в 2019 году бюджету муниципального образования "Город Вологда" предоставлена субсидия, в том числе, на ремонт улично-дорожной сети города Вологды: от Окружного шоссе, 32 до ул. Возрождения, протяженностью 0,3 км (приложение N 1 дополнительного соглашения от 26.08.2019 N2 к Соглашению).
В приложении N 2 дополнительного соглашения от 26.08.2019 N2 (регистрационный номер С-27/3) к Соглашению показатель результативности использования указанной субсидии определен как ввод отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения (км), в том числе искусственных сооружений (п.м), с показателем 0,3 км.
Постановлением Администрации от 17.10.2018 N 1305 функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования "Город Вологда" возложены на МКУ "Служба городского хозяйства".
Во исполнение обязательств по Соглашению, по итогам открытого аукциона в электронной форме МКУ "Служба городского хозяйства", как муниципальный заказчик, заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Магистраль" (подрядчиком) муниципальный контракт от 05.08.2019 N 95 на ремонт улично-дорожной сети города Вологды по объекту: "ул. Окружное шоссе от Окружного шоссе, 32 до ул. Возрождения".
Указанный муниципальный контракт исполнен, объем предусмотренных в нем работ выполнен подрядчиком в полном объеме (акт о приемке выполненных работ от 12.09.2019 N 2), принят заказчиком (МКУ "Служба городского хозяйства") и оплачен.
Счетной палатой проведена выездная проверка использования МКУ "Служба городского хозяйства" субсидии, предоставленной в 2019 году бюджету муниципального образования "Город Вологда" на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, по результатам которой составлен акт от 30.12.2020 и направлен в Департамент дорожного хозяйства.
В результате проверки Счетной палатой сделан вывод, в том числе, о нарушении целевого показателя результативности по вводу отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения города Вологды: от Окружного шоссе, д. 32 до ул. Возрождения - при плановом показателе 0,3 км фактически выполнен ремонт дороги протяженностью 0,196 км.
Пунктом 4.1.4 Соглашения установлено, что если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Департамент дорожного хозяйства обязан рассчитать объем средств, подлежащих возврату в бюджет, и направить Администрации соответствующее требование.
На основании акта выездной проверки от 30.12.2020 Департамент дорожного хозяйства направил Администрации требование от 28.05.2021 N ИХ.13-1719/21 о возврате в течение месяца со дня его получения в Дорожный фонд области 1 745 600 руб. средств субсидии и в срок после 01.02.2022 до 01.03.2022 - 682 057,08 руб. субсидии.
Администрация, не согласившись с указанным требованием о возврате субсидии, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), придя к выводу о соблюдении Администрацией принятых на себя обязательств по использованию средств субсидии в соответствии с условиями Соглашения и дополнительных соглашений к нему, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), признали недействительным оспариваемое требование Департамента дорожного хозяйства о возврате субсидии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
В данном случае, исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что Администрация не нарушила условия предоставления и расходования полученных из областного бюджета средств субсидии, поскольку выполнило условия Соглашения - использовало спорную субсидию на цели и в размерах, установленных Соглашением и дополнительным соглашениям к нему, достигло показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Суды исходили из того, что в целях исполнения Соглашения от имени муниципального образования "Город Вологда" МКУ "Служба городского хозяйства" (заказчик) заключило с ООО "Магистраль" (подрядчиком) муниципальный контракт от 05.08.2019 N 95 на ремонт улично-дорожной сети города Вологды по объекту: "ул. Окружное шоссе от Окружного шоссе, 32 до ул. Возрождения", предмет которого соответствует условиям дополнительного соглашения от 26.08.2019 N 2 (регистрационный N С-27/3) к Соглашению.
Ввиду финансирования данных работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сметная документация на выполнение работ по данному муниципальному контракту подлежала государственной экспертизе на предмет достоверности сметной стоимости.
Согласно сметной документации, получившей положительное заключение автономного учреждения Вологодской области "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области", площадь дорожного полотна ремонтируемого объекта составила 560 кв.м, стоимость работ - 3 274 240,75 руб.
По акту приемки выполненных работ от 12.09.2019 N 2 заказчиком приняты работы, выполненные на участке дороги площадью 560 кв.м, стоимостью 3 160 008,49 руб. (экономия по контракту).
Актами осмотра от 18.02.2022, 26.05.2022, составленными в период рассмотрения настоящего спора лицами, участвующими в деле, установлено, что фактически площадь отремонтированного участка дороги составляет 560 кв.м протяженностью 0,196 км.
Суды установили, что указание в Соглашении и дополнительных соглашениях к нему протяженности спорного объекта 0,3 км являлось технической ошибкой; протяженность улично-дорожной сети от Окружного шоссе, 32 до ул. Возрождения фактически составляет 0,196 км.
При таких обстоятельствах расходование спорных средств субсидии на ремонт улично-дорожной сети города Вологды по объекту: "ул. Окружное шоссе от Окружного шоссе, 32 до ул. Возрождения, протяженностью 0,196 км и площадью 560 кв.м не противоречит условиям Соглашения и не свидетельствует о нарушений условий предоставления спорной субсидии.
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов о наличии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого требования Департамента дорожного хозяйства и удовлетворения заявленного Администрацией требования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты по делу не содержат вывода об отсутствии оснований для возврата средств субсидии в случае недостижения установленного показателя результативности. В данном случае с учетом допущенной технической ошибки судами установлено достижение показателя результативности, в связи с чем и удовлетворены заявленные по спору требования.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 по делу N А13-8013/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 по делу N А13-8013/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Вологодской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2023 г. N Ф07-21424/22 по делу N А13-8013/2021