31 января 2023 г. |
Дело N А21-2951/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 31.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал-Теплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А21-2951/2022,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-Теплосеть" (238436, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Южный, тер. Южный-2, зд. 24; ОГРН 1103926014323; ИНН 3917509250; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 30.12.2021 N ЖК-2/2141/БАИ/28193-вх.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 17.12.2021 N ЖК-4190/пр Министерством в период с 17.12.2021 по 30.12.2021 проведена внеплановая документарная проверка Предприятия по вопросу правильности начисления платы за отопление за октябрь-ноябрь 2021 года жильцам многоквартирных домов 5, 6, 7, 9, 11, расположенных в п. Корнево Багратионовского р-на Калининградской области.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 30.12.2021 N ЖК-1/4190/БАИ/28193-вх нарушение Предприятием порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 20.02.2022 путем перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь-ноябрь 2021 года всем собственникам и нанимателям помещений в указанных многоквартирных домах с применением в расчетах объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в соответствующем многоквартирном доме, Министерство выдало Предприятию предписание от 30.12.2021 N ЖК-2/2141/БАИ/28193-вх.
Предприятие, не согласившись с предписанием Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как предусмотрено пунктом 59(1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в многоквартирных домах по указанным адресам установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Судами также установлено, что плата за отопление за отопительный период 2020-2021 годов по указанным домам рассчитывалась исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем расчет платы за отопление за октябрь-ноябрь 2021 года произведен Предприятием исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что мотивировано непроведением управляющими организациями проверки готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии указанных домов перед началом отопительного периода 2021-2022 годов.
При этом, как установили суды, акты вывода из коммерческого учета общедомовых приборов учета, установленных в указанных многоквартирных домах, отсутствуют. В ходе проверки представлены акты периодической проверки узла учета перед отопительным периодом от ноября 2021 по каждому из этих многоквартирных домов, что подтверждает работоспособность общедомовых приборов учета. Кроме того, представлены акты поверки общедомовых приборов учета, также подтверждающие их работоспособность.
Исходя из отсутствия доказательств непригодности для коммерческого учета тепловой энергии общедомовых приборов учета указанных многоквартирных домов и невозможности применения их показаний при осуществлении расчетов за коммунальную услугу, суды пришли к выводу о том, что у Предприятия отсутствовали правовые основания для неиспользования показаний данных приборов учета в расчетах за коммунальную услугу по отоплению за спорный период, поскольку Правила N 354 не содержат среди оснований для неиспользования показаний общедомовых приборов учета в расчетах с потребителями коммунальных услуг случай непроведения проверки готовности узлов учета перед началом отопительного периода.
В соответствии с пунктом 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Судами установлено, что в материалах дела имеются акты допуска к эксплуатации узлов учета тепловой энергии по указанным домам.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Предприятию следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А21-2951/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал-Теплосеть" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Водоканал-Теплосеть" (238436, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Южный, тер. Южный-2, зд. 24; ОГРН 1103926014323; ИНН 3917509250) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.11.2022 N 771.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из отсутствия доказательств непригодности для коммерческого учета тепловой энергии общедомовых приборов учета указанных многоквартирных домов и невозможности применения их показаний при осуществлении расчетов за коммунальную услугу, суды пришли к выводу о том, что у Предприятия отсутствовали правовые основания для неиспользования показаний данных приборов учета в расчетах за коммунальную услугу по отоплению за спорный период, поскольку Правила N 354 не содержат среди оснований для неиспользования показаний общедомовых приборов учета в расчетах с потребителями коммунальных услуг случай непроведения проверки готовности узлов учета перед началом отопительного периода.
В соответствии с пунктом 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2023 г. N Ф07-21419/22 по делу N А21-2951/2022