02 февраля 2023 г. |
Дело N А56-30321/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии общества с ограниченной ответственностью "Первый" Глейкина М.В. (доверенность от 21.03.2022), от Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Бесовой Т.Ю. (доверенность от 28.12.2022 N 01-32-218/23-0-0),
рассмотрев 25.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А56-30321/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первый", адрес: 127083, Москва, ул. 8 Марта, д. 14, пом. 1, ОГРН 1202200005006, ИНН 9704012200 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н, ОГРН 1167847166882, ИНН 7801305857 (далее - Комитет), выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 78:31:0001289:1111, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Конюшенная ул., д. 16/26, лит. А, помещения 1-Н, 2-Н, 7-Н, с 10-Н по 28-Н, с 30-Н по 33-Н, с 35-Н по 41-Н, с Л-1 по Л-4, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный приказом Комитета от 24.12.2021 N 141-П, и обязании Комитета совершить действия, предусмотренные пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно: включить указанное нежилое помещение в данный перечень, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения помещения и разместить его на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.07.2022 и постановление от 18.10.2022, направить дело в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды при вынесении обжалуемых судебных актов не учли, что пунктами 2 и 3 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) в качестве самостоятельного основания для включения объекта в перечень предусмотрено также назначение объекта, в связи с чем, суды, неверно определив круг обстоятельств, имеющих значение для дела, не исследовали содержащиеся в техническом паспорте сведения о назначении Объекта, а также договоры аренды. Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о пропуске им срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество с 28.12.2020 является собственником нежилого помещения площадью 5224,1 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001289:1111, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Конюшенная ул., д. 16/26, лит. А, помещения 1-Н, 2-Н, 7-Н, с 10-Н по 28-Н, с 30-Н по 33-Н, с 35-Н по 41-Н, с Л-1 по Л-4 (далее - Объект).
Приказом Комитета от 24.12.2021 N 141-П определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
Перечень размещен на веб-странице Комитета 28.12.2021.
Поскольку Объект не был включен в Перечень, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела документы, не усмотрел оснований для удовлетворения требований Общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указав дополнительно на пропуск Обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1), нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Аналогичная норма содержится в статье 1-1 Закона N 684-96.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Объект Общества имеет наименование и назначение "Нежилое помещение" и расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001289, имеющем вид разрешенного использования "для размещения жилого дома (жилых домов)". В представленном в материалы дела техническом паспорте назначение Объекта указано как "Нежилое".
Таким образом, назначение, разрешенное использование и наименование Объекта, обозначенные в ЕГРН и документах технического учета, не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 1-1 Закона N 684-96.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", в Санкт-Петербурге полномочиями по определению вида фактического использования зданий и помещений, а также определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, наделен Комитет.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитет 19.08.2021 провел обследование Объекта для определения вида его фактического использования, о чем составил акт N 07-10/3539, согласно которому менее 20% Объекта используется под размещение офисов и объекта общественного питания (кофейни), часть Объекта не используется.
Поскольку фактическое использование Объекта не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1-1 Закона N 684-96, Объект не был включен в проект Перечня, размещенный 08.10.2021 на веб-странице Комитета.
На основании обращения Общества Комитет 07.12.2021 провел повторное обследование Объекта, о чем составил акт N 07-10/3539/1, согласно которому Объект фактически используется для размещения объекта общественного питания "Британские пекарни" площадью 61,3 кв. м, что составляет 1,17% от общей площади Объекта; офисов и помещений сопутствующего назначения площадью 791,6 кв. м (15,15% от общей площади Объекта); помещений технического назначения площадью 58,9 кв. м (1,12% от общей площади Объекта); часть Объекта площадью 4312,3 кв. м (82,54% от общей площади Объекта) не используется.
Обоснованных возражений в отношении сведений, изложенных в указанных Актах обследования, Общество не представило.
Сами по себе договоры аренды, на которые ссылается податель жалобы, не подтверждают иное фактическое использование Объекта на момент проведения Комитетом обследований.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что Объект был правомерно не включен в Перечень, утвержденный приказом Комитета от 24.12.2021 N 141-П.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела вывод апелляционного суда о пропуске Обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является ошибочным. Вместе с тем данный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А56-30321/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2023 г. N Ф07-23007/22 по делу N А56-30321/2022