06 февраля 2023 г. |
Дело N А21-7653/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" Биндасова В.А. (доверенность от 23.01.2023 N 48),
рассмотрев 31.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2022 по делу N А21-7653/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236029, Калининград, Озерная улица, дом 33, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) в котором просило: признать незаконными действия Управления, выражающиеся в систематическом, длящемся и противозаконном препятствовании Предприятию в оказании государственной услуги по установлению нормативов предельно допустимых выбросов, выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; признать незаконным решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06.07.2021 N 12-24/15679; признать незаконным решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 18.10.2021 N 05-12/25468.
Решением суда первой инстанции от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2022, в удовлетворении заявленных требований Предприятия отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Предприятие имеет лицензию от 08.09.2017 N (39)-4360-СТУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; место осуществления лицензируемого вида деятельности: 238532, Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Круглово (полигон отходов) (объект НВОС 27-0139-000099-П), 238323, Калининградская область, Неманский муниципальный район, поселок Барсуковка (полигон отходов) (объект НВОС 27-0139-000100-П).
Предприятие письмом от 03.06.2021 N 7573-АХ направило в Управление заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по полигону, расположенному по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Круглово (объекта НВОС 27-0139-000099-П).
По результатам оказания государственной услуги, письмом от 06.07.2021 N 12-24/15679 Управление отказало Предприятию в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с наличием в предоставленной документации недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и (или) логических ошибок при обосновании нормативов образования отходов, превышением количества отходов, предполагаемых для размещения, над имеющейся вместительностью полигона отходов в поселке Круглово, указанной в Характеристике объекта размещения отходов "Полигон отходов в поселке Круглово" за 2016 год и техническом отчете ООО "КД-Геодезия" 2016 года.
Предприятие письмом от 09.09.2021 N 11910-АХ вновь представило в Управление Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигон, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Круглово (объект НВОС 27-0139-000099-П).
Управлением принято решение от 18.10.2021 N 05-12/25468 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании пункта 29 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437, в связи с наличием в предоставленной документации недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и (или) логических ошибок при обосновании нормативов образования отходов, превышением количества отходов, предполагаемых для размещения, над имеющейся вместительностью полигона отходов в пос. Круглово, указанной в Характеристике объекта размещения отходов "Полигон отходов в поселке Круглово" за 2016 год и техническом отчете ООО "КД-Геодезия" 2016 года.
Предприятие не согласилось с решениями Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1029 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Приказ N 1029)
В соответствии с пунктом 10 Приказа N 1029 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Пунктом 11 Приказа N 1029 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Приказа N 1029 территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является. в том числе наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка; превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Пунктом 29 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437 также установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и (или) логических ошибок при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов, и (или) при заполнении форм, установленных Методическими указаниями.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, проанализировав, в том числе письмо Управления от 06.07.2021 N 12-24/15679 суды установили, что Предприятие не обосновало расчет нормативов образования следующих отходов: "смет с территории предприятия малоопасный", "аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом", "отходы минеральных масел трансмиссионных", "отходы минеральных масел моторных", "отходы синтетических и полусинтетических масел моторных", "спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)".
Предприятие не представило в материалы дела надлежащего обоснования (со ссылками на конкретные документы) приведенных в Проекте расчетов нормативов образования по вышеуказанным отходам.
Суды заключили, что Предприятие также произвело неверный расчет годового норматива образования отхода "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", со ссылкой на пункт 80 Приложения 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, согласно которому норматив образования отхода для учреждений, организаций сельских населенных пунктов составляет 132 кг/год (1,2 м3/год).
При этом суды отметили, что в ПНООЛР повторно направленном Предприятием на согласование письмом от 09.09.2021 N 11910-АХ заявитель при расчете количества указанного отхода вновь указывает неверную ссылку на норматив образования отхода (пункт 6 письма Управления от 18.10.2021 N 05-12/25468), что свидетельствует о неустранении выявленного замечания.
Судебные инстанции, исходя из паспортов отходов, представленных в Управление 19.05.2020 вх. N 10734, содержание нефтепродуктов в отходе "песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)" составляет 10,69%, а в отходе "опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)" - 12,36%.
Кроме того, расчет количества отхода "песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)" проведен согласно данным Предприятия в среднем за год, представленным в приложении 2 к Проекту, норматив образования отхода составил 17,25 т, однако в отчете 2-ТП (отходы) за 2020 год указанный отход был образован в количестве 0,5 т, а в отчете 2-ТП (отходы) за 2019 год данный отход не образуется.
Суды констатировали, что Предприятие в данном случае не обосновало возникшую разницу между расчетным и фактическим значением при разработке проекта ПНООЛР (не приведены такие обоснования и при рассмотрении дела в суде).
Более того, в отчете 2-ТП (отходы) за 2020 год отсутствует информация об образовании отхода "опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)".
Также суды указали, что административный орган установил, что в Проекте отсутствует информация об отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов", который образуется в ходе эксплуатации полигона захоронения отходов производства и потребления. Доказательств того, что отсутствие обоснования нормативов образования отходов, а также отсутствие сведений об отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов" не влияет на достоверность информации в Проекте в целом, заявителем в материалы дела не представлено.
В виду изложенного суды заключили, что решение Управления от 06.07.2021 N 12-24/15679, является конкретным, объективным и аргументированным, содержит ссылки на нормативные акты и на соответствующие разделы проекта ПНООЛР.
Суды, проанализировав письмо от 18.10.2021 N 05-12/25468, основания отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пришли к выводу о том, что в Проекте, повторно направленном Предприятием на согласование после устранения замечаний, по сути, выявленные ранее замечания не устранены, в виду чего обжалуемый отказ от 18.10.2021 N 05-12/25468 дублирует большинство ранее выявленных и отраженных в письме от 06.07.2021 N 12-24/15679 нарушений.
Таким образом, суды двух инстанций не установили предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительными решений Управления об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06.07.2021 N 12-24/15679 и от 18.10.2021 N 05-12/25468, в связи с чем обоснованно отказали Предприятию в удовлетворении требований в данной части.
Суды также отказали в удовлетворении требований в части признания незаконными действий Управления, выражающихся в систематическом, длящемся и противозаконном препятствовании Предприятию в оказании государственной услуги по установлению нормативов предельно допустимых выбросов, выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение правомерно исходя из следующего.
Суды констатировали, что "Предприятие, как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, неоднократно обращалось с заявлениями по установлению нормативов предельно допустимых выбросов, выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждении образования отходов и лимитов на их размещение. По всем заявлениям Предприятия, рассмотренным Управлением в установленном порядке, были вынесены решения с приведением оснований со ссылками на требования нормативных документов. Указанные решения Предприятием в установленном порядке с соблюдением сроков обжалованы не были; конкретных доводов о незаконности принятых Управлением решений Предприятием также не приведено".
Доводы Предприятия о необоснованном отказе судами в удовлетворении ходатайства об истребовании документов, а также о рассмотрении дела без участия ГАУ КО "ЕКАТ" и ИП Филипповой Е.А., что является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2022 по делу N А21-7653/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Приказа N 1029 территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
...
Пунктом 29 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437 также установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и (или) логических ошибок при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов, и (или) при заполнении форм, установленных Методическими указаниями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2023 г. N Ф07-18548/22 по делу N А21-7653/2021