10 февраля 2023 г. |
Дело N А21-7789/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вильгельм" Балюка П.С. (доверенность от 07.07.2022),
рассмотрев 01.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вильгельм" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 по делу N А21-7789/2021,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по имуществу Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Московский пр., д. 95, пом. I, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вильгельм", адрес: 236029, Калининград, Богатырская ул., д. 1Ж, ОГРН 1163926052388, ИНН 3906980139 (далее - Общество), об изъятии для государственных нужд Калининградской области земельного участка площадью 3348 кв.м с кадастровым номером 39:03:060005:1716, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, определении в связи с изъятием указанного земельного участка возмещения в размере 202 800 руб. и прекращении права собственности Общества на данный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Гурьевского городского округа (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 10.06.2022 и постановление от 21.09.2022, направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы не согласен с размером возмещения за изымаемый земельный участок, определенным судом исходя из категории участка и вида его разрешенного использования по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на момент принятия решения об изъятии, а не в соответствии с категорией земельного участка и видом его разрешенного использования, предусмотренными Генеральным планом Гурьевского городского округа от 24.01.2019 и Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ" от 19.12.2019. По мнению Общества, суды не учли отсутствие у Общества возможности самостоятельно внести изменения в ЕГРН в отношении категории и вида разрешенного использования участка, что привело к нарушению статьи 35 Конституции Российской Федерации и принципа равноценности возмещения при понуждении к отчуждению личной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со статьями 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.2, 56.3, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", приказом Агентства от 04.08.2020 N 308 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейного объекта регионального значения "Реконструкция автодороги "Калининград-Полесск" км 8,09-10,09" Правительство Калининградской области приняло постановление от 02.12.2020 N 871 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области" (далее - Постановление N 871).
Согласно указанному постановлению изъятию подлежит, в том числе земельный участок с кадастровым номером 39:03:060005:1009:ЗУ1 площадью 3345 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., Гурьевский р-н, бывшие земли товарищества с ограниченной ответственностью "Васильково", расположенного восточнее шоссе Калининград-Гурьевск.
Согласно сведениям ЕГРН собственником исходного земельного участка с кадастровым номером 39:03:060005:1009 с 31.05.2016 являлось Обществу.
В состав территории, спроектированной для размещения линейного объекта, исходный земельный участок входит не в полном объеме, в связи с чем из земельного участка с кадастровым номером 39:03:060005:1009 путем раздела сформирован земельный участок с кадастровым номером 39:03:060005:1716 площадью 3348 кв. м, адрес (местоположение): Калининградская обл., Гурьевский р-н.
Письмом от 04.12.2020 N НК-6882 Агентство уведомило Общество об изъятии земельного участка.
16.04.2021 Агентство направило Обществу письмо N НК-2596 с проектом соглашения об изъятии земельного участка и отчетом об оценке от 15.03.2021 N Н-0397-2021, согласно которому размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 39:03:060005:1716 на 03.03.2021 составил 202 800 руб.
Не согласившись с оценкой участка, Общество направило Агентству отчет об оценке от 01.04.2021 N 7-ЗУ/03/2021, согласно которому рыночная стоимость новообразуемого земельного участка с кадастровым номером 39:03:060005:1716 на 31.03.2021 составила 21 632 600 руб.
В связи с возникшими у сторон разногласиями по размеру возмещения за изымаемый участок соглашение об изъятии земельного участка не подписано, и Агентство обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал обоснованным определение истцом размера возмещения за изымаемый земельный участок исходя из сведений о категории участка (земли сельскохозяйственного назначения) и виде его разрешенного использования (для сельскохозяйственного использования), содержащихся в ЕГРН по состоянию на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии участка, и удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно пункту 4 статьи 56.8 ЗК РФ в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).
Вместе с тем, суды не применили положения указанной нормы при определении размера возмещения за изымаемый земельный участок по настоящему делу, а также не учли следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 56.8 ЗК РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Согласно пункту 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (далее - Обзор от 10.12.2015), определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для муниципальных или государственных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ с учетом положений статьи 280 ГК РФ, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было (абзац 4 пункта 8 Обзора от 10.12.2015).
При определении размера возмещения изымаемого земельного участка суды исходили из сведений, содержащихся в ЕГРН на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии участка, согласно которым участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования, для иных видов сельскохозяйственного использования".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом Гурьевского городского округа, утвержденным решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24.01.2019 N 190, и Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными 19.12.2019, исходный земельный участок с кадастровым номером 39:03:060005:1009 на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии, был расположен в жилой функциональной зоне в границах населенного пункта - поселка Новый, в территориальной зоне Ж2 - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами.
Таким образом, до начала процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд в отношении земельного участка Общества нормативным правовым актом был установлен вид разрешенного использования исходного земельного участка Общества - среднеэтажная жилая застройка.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела пункт 10 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ссылка на который имеется в обжалуемых судебных актов, не подлежит применению.
Несовершение Администрацией своевременно действий по внесению изменений в ЕГРН в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не может являться основанием для предоставления Обществу неравноценного предоставления за изымаемый земельный участок.
В силу статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, суды не применили нормы закона, подлежащие применению и не выполнили требования части 2 статьи 65 АПК РФ, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и судами не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и дать им правовую оценку с учетом доводов сторон; на основании установленных обстоятельств и подлежащих применению норм права разрешить спор, определив равноценный размер возмещения за изымаемый земельный участок, а также распределить между участвующими в деле лицами судебные расходы по делу.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 по делу N А21-7789/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ с учетом положений статьи 280 ГК РФ, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было (абзац 4 пункта 8 Обзора от 10.12.2015).
...
Применительно к обстоятельствам настоящего дела пункт 10 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ссылка на который имеется в обжалуемых судебных актов, не подлежит применению.
...
В силу статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2023 г. N Ф07-21833/22 по делу N А21-7789/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27584/2023
06.07.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7789/2021
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21833/2022
21.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24428/2022
21.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16859/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7789/2021