13 февраля 2023 г. |
Дело N А56-35014/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Орехова К.Г. (доверенность от 06.07.2022 N 128-22),
рассмотрев 08.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А56-35014/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Озеро Долгое, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС) от 17.03.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-112/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022, оспариваемое постановление УФАС изменено в части санкции, размер штрафа снижен до 300 000 руб.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Ленэнерго", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Общество настаивает на том, что энергопринимающие устройства заявителя уже имеют технологическое присоединение, в связи с этим новое технологическое присоединение, в отношении которого действует принцип однократности, не требуется. Таким образом, как считает ПАО "Россети Ленэнерго", в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступили заявления Ульяновой И.В. (от 28.10.2021 N 12988, от 08.11.2021 N 13178, от 09.11.2021 N 13379) на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
УФАС определением от 21.01.2021 возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-112/2022 и провело административное расследование.
В ходе административного расследования Управление установило, что 22.03.2021 Ульянова И.В. подала заявку N 21-015532 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Россети Ленэнерго" энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Рахьинское СП, кадастровый номер 47:07:0953003:378, максимальная присоединяемая мощность - 15 кВт (далее - объект).
Общество письмом от 07.04.2021 N ЭСКЛ/16-01/85292 отклонило указанную заявку по причине отсутствия в непосредственной близости от энергопринимающих устройств Ульяновой И.В. объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Обществу, а также указало, что энергопринимающие устройства потребителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности акционерного общества "ЛОЭСК - электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК").
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество представило письменные пояснения от 01.12.2021 N Лэ/06-09/837 и от 15.02.2022 N ЛЭ/06-09/108, в которых указало, что объект Ульяновой И.В. уже имеет технологическое присоединение через абонентские сети дачного некоммерческого партнерства (далее - ДНП) "Проба", которые, в свою очередь, присоединены к объектам электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК", что подтверждается актом технологического присоединения от 30.11.2015 N 166342 и фотофиксацией объекта заявителя. Кроме того, Общество отметило, что на территории ДНП "Проба" отсутствуют сети ПАО "Россети Ленэнерго".
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу, что Обществом не были в установленный срок исполнены мероприятия, указанные в пункте 105 Правил N 861, а именно в срок до 05.04.2021 не были размещены в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет, технические условия проекта договора и инструкция.
По факту выявленного нарушения Управление составило в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" протокол от 16.02.2022 N Пр/05/46 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 17.03.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-112/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава вменяемого административного правонарушения, однако счел возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенной Обществу санкции, снизив размер штрафа до 300 000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддержал названные выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "Россети Ленэнерго" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 названных Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с этими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 данных Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) названных Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 этих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Факт нарушения Обществом требований пункта 105 Правил N 861 установлен судами и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 названной статьи.
Довод Общества о том, что энергопринимающие устройства Ульяновой И.В. имеют технологическое присоединение через абонентские сети ДНП "Проба", которые, в свою очередь, присоединены к объектам электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК", был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен ими как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
При этом судами на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что Ульянова (ранее Дмитриева) И.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Рахьинское ГП, с кадастровым номером 47:07:0953003:378 и земельного участка с кадастровым номером 47:07:0953003:271, на котором расположен указанный жилой дом.
Согласно информации АО "ЛОЭСК", представленной в адрес УФАС письмом от 24.11.2021 N 00-02/3767-1, на расстоянии около 139 м от границы земельного участка Ульяновой И.В. располагаются электрические сети, принадлежащие "ПАО "Россети Ленэнерго", а расстояние от границы участка Ульяновой И.В. до ближайшего объекта электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК" составляет около 1105 м. Также АО "ЛОЭСК" указало, что объект Ульяновой И.В. не имеет технологического присоединения к сетям АО "ЛОЭСК".
Из письменных пояснений ПАО "Россети Ленэнерго" от 15.02.2022 N ЛЭ/06-09/108 следует, что по результатам совместного осмотра с Ульяновой И.В. установлено наличие опоры линии 0,4 кВ ПАО "Россети Ленэнерго", расположенной на расстоянии около 80 м от границы указанного земельного участка.
Доказательства наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя для электроснабжения земельного участка с кадастровым номером 47:07:0953003:378 к электрическим сетям АО "ЛОЭСК" в материалы дела не представлены.
Акт об осуществлении технологического присоединения от 30.11.2015 N 166342, на который ссылается Общество в обоснование своей позиции, свидетельствует о технологическом подключении энергопринимающих устройств объектов недвижимости, расположенных на территории ДНП "Проба"; в представленных технических условиях на присоединение к электрическим сетям садовых некоммерческих товариществ (далее - СНТ) "Наша Проба", "Проба Лайф", "Новая Проба 3" земельный участок Ульяновой И.В. с кадастровым номером 47:07:0953003:271 не указан.
Отклоняя ссылки Общества на акты осмотра от 08.12.2021 и от 13.12.2021 N АО21-071498, суды отметили, что сами по себе акты осмотра в отсутствие каких-либо документов, подтверждающих надлежащее присоединение энергопринимающих устройств Ульяновой И.В. к сетям ДНП "Проба", СНТ "Новая Проба 3" или АО "ЛОЭСК", таковыми доказательствами не являются.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды пришли к выводу о наличии вины ПАО "Россети Ленэнерго" во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами N 861 обязанности. Объективных причин для признания ПАО "Россети Ленэнерго" (как профессионального субъекта рассматриваемых правоотношений) невиновным у судов не имелось; несоблюдение Обществом пункта 105 Правил N 861 связано с непринятием им всех разумных мер для технологического присоединения объекта Ульяновой И.В.
Суды первой и апелляционной инстанций, определив все элементы состава вменяемого правонарушения, пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По существу, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основанных на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего отклоняются судом кассационной инстанции в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами также не допущено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А56-35014/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт об осуществлении технологического присоединения от 30.11.2015 N 166342, на который ссылается Общество в обоснование своей позиции, свидетельствует о технологическом подключении энергопринимающих устройств объектов недвижимости, расположенных на территории ДНП "Проба"; в представленных технических условиях на присоединение к электрическим сетям садовых некоммерческих товариществ (далее - СНТ) "Наша Проба", "Проба Лайф", "Новая Проба 3" земельный участок Ульяновой И.В. с кадастровым номером 47:07:0953003:271 не указан.
Отклоняя ссылки Общества на акты осмотра от 08.12.2021 и от 13.12.2021 N АО21-071498, суды отметили, что сами по себе акты осмотра в отсутствие каких-либо документов, подтверждающих надлежащее присоединение энергопринимающих устройств Ульяновой И.В. к сетям ДНП "Проба", СНТ "Новая Проба 3" или АО "ЛОЭСК", таковыми доказательствами не являются.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды пришли к выводу о наличии вины ПАО "Россети Ленэнерго" во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, определив все элементы состава вменяемого правонарушения, пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2023 г. N Ф07-363/23 по делу N А56-35014/2022