15 февраля 2023 г. |
Дело N А56-55124/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б,
рассмотрев 15.02.2023 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А56-55124/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д.10, стр. 2, ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375, (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эффортел СПб", адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д.17А, оф. 202, ОГРН 1167847133123, ИНН 7814643853 (далее - ООО "Эффортел СПб", Общество, ответчик) 20 179 руб. 32 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, пени в общей сумме 661 руб. 19 коп. за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 15.04.2022, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 20179 руб. 32 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 16.04.2022 по дату фактической оплаты.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2022, в удовлетворении иска отказано в связи с добровольной оплатой ответчиком образовавшейся задолженности и пени в полном объеме.
Министерство обратилось с кассационной жалобой на указанные судебные акты в которой просит их отменить и принять новый судебный акт которым взыскать с ответчика 72 коп. пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период с 16.04.2022 по 03.06.2022, поскольку на ответчика не распространяется положение об освобождении от уплаты финансовых санкций, предоставленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае являются рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке при рассмотрении дела; принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении; отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 АПК РФ; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.
Между тем, таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, исковые требования Министерства основаны на следующем:
ООО "Эффортел СПБ" (выписка из ЕГРН - основной вид экономической деятельности - ОКВЭД 61.10 "деятельность в области связи на базе проводных технологий" на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) является оператором сети связи общего пользования.
Право требования Министерства с операторов сети связи обязательных отчислений (неналоговые платежи) обусловлено следующими нормами.
Частью 1 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Законом N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Согласно представленным ответчиком сведениям о доходах за 3- 4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 4 квартал 2018 года, 2 квартал 2020 года общая сумма неоплаченной задолженности ООО "Эффортел СПБ" на момент обращения Министерства в суд с настоящим иском составляла 20179 руб. 32 коп.
В связи с чем, Министерством были рассчитаны и предъявлены к уплате пени в общей сумме 661 руб. 19 коп., из которых (за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2020 года в размере 4 руб. 20 коп. по состоянию на 15.04.2022; - за несовременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания: за 2 квартал 2017 года в размере 77 руб. 73 коп. за период с 01.08.2017 по 05.09.2017, за 3 квартал 2017 года в размере 369 руб. 67 коп. за период с 31.10.2017 по 21.02.2018, за 4 квартал 2017 года в размере 76 руб. 99 коп. за период с 31.01.2018 по 21.02.2018, за 4 квартал 2018 года в размере 132 руб. 60 коп. за период с 31.01.2019 по 11.02.2019)
Письменным уведомлением от 11.03.2022 N П14-1-09-200-12697 ООО "Эффортел СПБ" информировано о наличии у него вышепоименованной задолженности и пеней, неоплата которых послужила основанием для направления настоящего иска в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, удостоверились в наличии у ответчика задолженности и пени в указанной Министерством сумме.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик иск признал и добровольно погасил образовавшуюся у него задолженность платежным поручением от 03.06.2022 N 1115 об оплате задолженности на сумму - 20 179 руб. 32 коп., и платежным поручением от 03.06.2022 N 1116 об оплате пени в сумме 662 руб., что послужило суду основанием для отказа Министерству в удовлетворении иска в полном объеме.
Министерство, подавая кассационную жалобу, выразило несогласие в части отказа во взыскании пени за период с 16.04.2022 по 03.06.2022 (дату фактического погашения задолженности), указывая на необоснованность применения судом моратория, введенного Постановлением N 497.
В рассматриваемом деле, все доводы Министерства повторяют изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, они уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
Поскольку апелляционный суд, разъяснил Министерству правомерность применения моратория в отношении ответчика (со ссылкой на постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, разъяснения, данные в ответе на вопрос N 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 и соответствующую судебную практику), оснований переоценивать доводы и позицию апелляционного суда по данному вопросу суд округа не усматривает.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А56-55124/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
...
Поскольку апелляционный суд, разъяснил Министерству правомерность применения моратория в отношении ответчика (со ссылкой на постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, разъяснения, данные в ответе на вопрос N 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 и соответствующую судебную практику), оснований переоценивать доводы и позицию апелляционного суда по данному вопросу суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2023 г. N Ф07-22146/22 по делу N А56-55124/2022