15 февраля 2023 г. |
Дело N А56-166349/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В.,
при участии от дачного некоммерческого партнерства "Балтийское" Кликунца Д.Г. (доверенность от 07.07.2021), Федорова П.Н. (доверенность от 02.03.2022), от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Межитова А.Р. (доверенность от 26.12.2022), от Федерального агентства лесного хозяйства Ким Г.Е. (доверенность от 27.05.2022), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 27.12.2022 N 303),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А56-166349/2018,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Балтийское", адрес: 188931, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Селезнево, д. 1, ОГРН 1124704002610, ИНН 4704090008 (далее - Партнерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188640, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356 (далее - Учреждение), Федеральному агентству лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Рослесхоз), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), со следующими требованиями (с учетом уточнения требований):
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства", принадлежащие Партнерству, с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2187, 47:01:1014001:2188, 47:01:1014001:2200, 47:01:1014001:2203, 47:01:1014001:2204, 47:01:1014001:2206, 47:01:1014001:2221, 47:01:1014001:2225, 47:01:1014001:2228, 47:01:1014001:2231, 47:01:1014001:2239, 47:01:1014001:2240, 47:01:1014001:2262, 47:01:1014001:2265, 47:01:1014001:2266, 47:01:1014001:2269, 47:01:1014001:2271, 47:01:1014001:2272, 47:01:1014001:2282 в площадях и координатах поворотных точек их границ, установленных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), при отсутствии пересечения границ данных участков с земельным участком Северо-Западного лесничества с кадастровым номером 47:01:1014001:500 из категории земель лесного фонда;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок Северо-Западного лесничества с кадастровым номером 47:01:1014001:500 из категории земель лесного фонда в части его наложения (пересечения границ) полностью на земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства", принадлежащие Партнерству, с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2184, 47:01:1014001:2195, 47:01:1014001:2207, 47:01:1014001:2227, 47:01:1014001:2229, 47:01:1014001:2230, 47:01:1014001:2244, 47:01:1014001:2254, 47:01:1014001:2261, 47:01:1014001:2270, 47:01:1014001:2275, 47:01:1014001:2277, 47:01:1014001:2724 в площадях и координатах поворотных точек их границ, установленных в ЕГРН;
- признать недействительными сведения государственного лесного реестра (далее - ГЛР) об отнесении к категории земель лесного фонда части земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:500, принадлежащего Российской Федерации, в части его наложения (пересечения границ) с земельными участками, отнесенными к категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащими Партнерству, с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2184, 47:01:1014001:2195, 47:01:1014001:2207, 47:01:1014001:2227, 47:01:1014001:2229, 47:01:1014001:2230, 47:01:1014001:2244, 47:01:1014001:2254, 47:01:1014001:2261, 47:01:1014001:2275, 47:01:1014001:2270, 47:01:1014001:2277, 47:01:1014001:2724 в площадях и координатах поворотных точек их границ, установленных в ЕГРН;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок Северо-Западного лесничества с кадастровым номером 47:01:1014001:500 из категории земель лесного фонда в части его наложения (пересечения границ) частично на земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства", принадлежащие Партнерству, с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2183; 47:01:1014001:2189, 47:01:1014001:2190, 47:01:1014001:2192, 47:01:1014001:2194, 47:01:1014001:2199, 47:01:1014001:2205, 47:01:1014001:2208, 47:01:1014001:2209, 47:01:1014001:2211, 47:01:1014001:2213, 47:01:1014001:2214, 47:01:1014001:2215, 47:01:1014001:2216, 47:01:1014001:2219, 47:01:1014001:2220, 47:01:1014001:2226, 47:01:1014001:2234, 47:01:1014001:2237, 47:01:1014001:2238, 47:01:1014001:2242, 47:01:1014001:2243, 47:01:1014001:2249, 47:01:1014001:2250, 47:01:1014001:2253, 47:01:1014001:2255, 47:01:1014001:2256, 47:01:1014001:2257, 47:01:1014001:2258, 47:01:1014001:2259, 47:01:1014001:2260, 47:01:1014001:2273, 47:01:1014001:2276, 47:01:1014001:3138 в площадях и координатах поворотных точек их границ, установленных в ЕГРН;
- признать недействительными сведения ГЛР об отнесении к категории земель лесного фонда части земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:500, принадлежащего Российской Федерации, в части его наложения (пересечения границ) с земельными участками, отнесенными к категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащими Партнерству, с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2183, 47:01:1014001:2189, 47:01:1014001:2190, 47:01:1014001:2192, 47:01:1014001:2194, 47:01:1014001:2199, 47:01:1014001:2205, 47:01:1014001:2208, 47:01:1014001:2209, 47:01:1014001:2211, 47:01:1014001:2213, 47:01:1014001:2214, 47:01:1014001:2215, 47:01:1014001:2216, 47:01:1014001:2219, 47:01:1014001:2220, 47:01:1014001:2226, 47:01:1014001:2234, 47:01:1014001:2237, 47:01:1014001:2238, 47:01:1014001:2242, 47:01:1014001:2243, 47:01:1014001:2249, 47:01:1014001:2250, 47:01:1014001:2253, 47:01:1014001:2255, 47:01:1014001:2256, 47:01:1014001:2257, 47:01:1014001:2258, 47:01:1014001:2259, 47:01:1014001:2260, 47:01:1014001:2273, 47:01:1014001:2276, 47:01:1014001:3138 в площадях и координатах поворотных точек их границ, установленных в ЕГРН.
К совместному рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Рослесхоза к Партнерству о признании отсутствующим права собственности последнего на земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2237, 47:01:1014001:2259, 47:01:1014001:2234, 47:01:1014001:2220, 47:01:1014001:2273, 47:01:1014001:2215 47:01:1014001:2276, 47:01:1014001:2211, 47:01:1014001:2261, 47:01:1014001:2229, 47:01:1014001:2216, 47:01:1014001:2194, 47:01:1014001:2208, 47:01:1014001:2253, 47:01:1014001:2275, 47:01:1014001:2243, 47:01:1014001:2183 47:01:1014001:2233 47:01:1014001:2226, 47:01:1014001:2256, 47:01:1014001:2205, 47:01:1014001:2227, 47:01:1014001:2190, 47:01:1014001:2271, 47:01:1014001:2238, 47:01:1014001:2198, 47:01:1014001:2639 47:01:1014001:2282, 47:01:1014001:2192, 47:01:1014001:2723, 47:01:1014001:2199, 47:01:1014001:2195, 47:01:1014001:2254, 47:01:1014001:2231, 47:01:1014001:2218, 47:01:1014001:2252, 47:01:1014001:2184 47:01:1014001:2266, 47:01:1014001:2264, 47:01:1014001:2242, 47:01:1014001:2257, 47:01:1014001:2251, 47:01:1014001:2241, 47:01:1014001:2270, 47:01:1014001:2207, 47:01:1014001:2724, 47:01:1014001:2262, 47:01:1014001:2219, 47:01:1014001:2255, 47:01:1014001:3138, 47:01:1014001:2265, 47:01:1014001:2206, 47:01:1014001:2200, 47:01:1014001:2249, 47:01:1014001:2230, 47:01:1014001:2221, 47:01:1014001:2214, 47:01:1014001:2209, 47:01:1014001:2258, 47:01:1014001:2277, 47:01:1014001:2250, 47:01:1014001:2213, 47:01:1014001:2189, 47:01:1014001:2244; указании в резолютивной части решения суда на то, что решение суда о признании отсутствующим права собственности Партнерства на перечисленные земельные участки является основанием для исключения из ЕГРН сведений об их границах, снятия указанных земельных участков с государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624; Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - КУМИГ); Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, адрес: 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34, ОГРН 1047811053619, ИНН 7806159173.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Партнерство заявило об отказе от иска в части земельных участков с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2218, 47:01:1014001:2252, 47:01:1014001:2233, 47:01:1014001:2260, 47:01:1014001:2264, 47:01:1014001:2251, 47:01:1014001:2198, 47:01:1014001:2639, 47:01:1014001:2241, 47:01:1014001:2723, отчужденных иным лицам.
Решением от 28.07.2022 принят отказ Партнерства от требований в части земельных участков с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2218, 47:01:1014001:2252, 47:01:1014001:2233, 47:01:1014001:2260, 47:01:1014001:2264, 47:01:1014001:2251, 47:01:1014001:2198, 47:01:1014001:2639, 47:01:1014001:2241, 47:01:1014001:2723; производство по делу в указанной части прекращено; требования Партнерства удовлетворены в отношении земельных участков, полностью накладывающихся на земельный участок с кадастровым номером 47:01:1014001:500 (13 земельных участков), а также земельных участков, границы которых частично пересекаются с границами данного земельного участка из категории земель лесного фонда, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 47:01:1014001:2192 и 47:01:1014001:2208, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий (31 земельный участок); в остальной части исковых требований Партнерства и во встречном иске Рослесхоза отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 данное решение оставлено без изменения.
Рослесхоз в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и об удовлетворении встречного иска. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно применили исковую давность по встречным требованиям Рослесхоза; выводы, содержащиеся в судебных актах по делам N А56-21374/2009, А56-69571/2010, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку уполномоченный орган собственника в отношении лесного хозяйства в рассмотрении данных дел не участвовал; спорные земельные участки из земель лесного фонда не выбывали, в установленном порядке из категории земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не переводились, волеизъявление собственника на выбытие участков из земель лесного фонда отсутствовало; земельный участок, занятый лесами, не мог быть предоставлен в собственность частному лицу и не должен был учитываться при определении земельных долей.
Партнерство в письменных возражениях на жалобу и дополнительных пояснениях просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Рослесхоза поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Партнерства против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях. Представитель Учреждения поддержал позицию Рослесхоза, представитель КУМИГ - позицию Партнерства.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 04.12.92 N 3327 государственному предприятию "Шестаковский" (далее - ГП "Шестаковский"), впоследствии преобразованному в акционерное общество закрытого типа "Граница" (далее - АОЗТ "Граница"), выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землями площадью 7271 га, в том числе 4027 га сельхозугодий и 3244 га прочих угодий, включая 898 га леса.
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 14.04.94 N 912 передано вновь организованным сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам для сельскохозяйственных целей 2297 га земель в собственность бесплатно на паи; включено в фонд перераспределения земель района 4674 га; передано из фонда перераспределения вновь организованным сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам для сельскохозяйственных целей 1734 га земель в аренду, 2870 га - в постоянное пользование; нераспределенный остаток площадью 70 га включен в специальный фонд района.
В 1997 году АОЗТ "Граница" реорганизовано путем преобразования в сельскохозяйственный производственный кооператив "Шестаковский" (далее - СПК "Шестаковский").
На основании договора от 13.07.2004 N 14, заключенного с СПК "Шестаковский", Северо-Западный государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству разработал Проект территориального землеустройства - перераспределения земель СПК "Шестаковский" с инвентаризацией земель (далее - Проект), утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности в составе земель СПК "Шестаковский" от 29.07.2005, приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление Роснедвижимости) от 03.06.2005 N 55, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 18.12.2006 N 5331 (далее - постановление N 5331).
Постановлением N 5331 утверждены площади земельных участков, ранее предоставленных на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 14.04.94 N 912; установлено, что общая площадь земель, находящихся в ведении, использовании СПК "Шестаковский", составляет 4779,58 га, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования - 2771,19 га.
Как следует из пояснительной записки к Проекту, в бессрочном пользовании хозяйства находится 2771,19 га земель, из них лесные земли - 1493,97 га, под древесно-кустарниковой растительностью - 928,09 га, болота - 55,75 га, под водными объектами - 123,97 га, под дорогами - 79,0 га, земли застройки - 69,01 га, прочие земли - 21,4 га.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 20.08.2008 N 01/08-8417 земельного участка площадью 23 769 639 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390 (единое землепользование), поставленного на государственный кадастровый учет 18.10.2007, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельского хозяйства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2009 по делу N А56-21374/2009 признано незаконным бездействие главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация района) по вопросу о предоставлении СПК "Шестаковский" названного выше земельного участка в собственность; на Администрацию района возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его СПК "Шестаковский".
Однако СПК "Шестаковский" не реализовал право на выкуп земельного участка в соответствии с указанным выше решением суда.
В результате реорганизации СПК "Шестаковский" в форме выделения из него другого юридического лица создан сельскохозяйственный производственный кооператив "АгроСтройКомплекс" (далее - СПК "АгроСтройКомплекс").
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2011 по делу N А56-69571/2010 признан незаконным отказ КУМИГ в предоставлении СПК "АгроСтройКомплекс" как правопреемнику СПК "Шестаковский" в собственность за плату земельного участка площадью 23 769 639 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390 из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства; на Администрацию района возложена обязанность заключить с СПК "АгроСтройКомплекс" договор купли-продажи названного земельного участка.
Постановлением Администрации района от 06.12.2011 N 8657 во исполнение упомянутого решения прекращено право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Шестаковскй" в отношении земельного участка общей площадью 21 848 042 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390 из земель сельскохозяйственного назначения; указанный участок предоставлен в собственность за плату СПК "АгроСтройКомплекс".
На основании данного постановления КУМИГ и СПК "АгроСтройКомплекс" заключили договор от 27.12.2011 N 6838-з купли-продажи земельного участка общей площадью 21 848 042 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390 из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства. Переход к покупателю права собственности на участок зарегистрирован 25.01.2012.
Далее Партнерство, зарегистрированное в качестве юридического лица 31.05.2012, по договору купли-продажи от 25.07.2012 приобрело у СПК "АгроСтройКомплекс" долю в размере 629/2185 в праве собственности на земельный участок общей площадью 21 848 042 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390, что соответствует площади 6 290 000 кв. м данного земельного участка. Право общей долевой собственности на земельный участок зарегистрировано 30.08.2012.
Соглашением сторон от 03.04.2013 прекращено право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 21 848 042 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390; стороны договорились разделить данный участок с выделом каждой из них доли в натуре, в том числе Партнерству - 100 земельных участков общей площадью 6 290 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства (вид разрешенного использования изменен постановлением главы Администрации района от 06.12.2012 N 8065).
В 2013 году в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390 в счет выделения доли Партнерства, зарегистрировано право собственности Партнерства.
Между тем 28.02.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок Северо-Западного лесничества общей площадью 3 122 895 100 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:500, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Северо-Западное лесничество, кварталы участковых лесничеств, относящийся к категории земель лесного фонда; сведения о данном земельном участке содержатся в ГЛР.
Партнерство, ссылаясь на то, что принадлежащие ему земельные участки, учтенные как земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства", и земельный участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500, принадлежащий Российской Федерации, учтенный как относящийся к землям лесного фонда, накладываются друг на друга в одной части земельных участков Партнерства - полностью, в другой части - частично, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, Рослесхоз, ссылаясь на то, что земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Партнерства, в части наложения фактически находятся на земельном участке, относящемся к категории земель лесного фонда, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и находящемся в ее фактическом владении, обратился с встречным иском о признании отсутствующим права собственности Партнерства на эти участки.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с наложением участков, принадлежащих Партнерству и Российской Федерации, учтенных в составе земель одновременно сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, то есть по сути в связи с государственной регистрацией права на одно и то же имущество за разными лицами.
В таком случае удовлетворение одного из требований исключает удовлетворение встречного требования.
Суды, отказывая в удовлетворении встречного иска Рослесхоза исключительно по мотиву применения исковой давности, сослались на то, что работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390, из которого впоследствии были образованы земельные участки Партнерства, проводились в период с 1992 по 2008 годы, в этих работах принимало участие Управление Роснедвижимости, то есть государственный орган, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации по вопросам защиты прав Российской Федерации на объекты недвижимого имущества; вопросы возникновения прав СПК "Шестаковский" и СПК "АгроСтройКомплекс" на земельный участок с кадастровым номером 47:01:0000000:390 исследовались в рамках арбитражных дел N А56-21374/2009 и А56-69571/2010.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные, личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 и действовавшего по 2008 год, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Роснедвижимость находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 и действовавшему на момент утверждения результатов инвентаризации земель СПК "Шестаковский", Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Исходя из нормативных правовых актов, определяющих круг полномочий и компетенцию федеральных органов исполнительной власти, Роснедвижимость не является государственным органом, уполномоченным на защиту интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43, срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку Рослесхоз как орган, уполномоченный на проведение государственной политики в области лесных отношений, не принимал участия в образовании и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390, а также в формировании в последующем спорных земельных участков из этого исходного, у судов не имелось оснований связывать начало течения срока исковой давности по встречному иску Рослесхоза с постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390.
Кроме того, суды необоснованно сослались на гражданские дела N А56-21374/2009 и А56-69571/2010, в рассмотрении которых не принимали участие федеральные органы исполнительной власти и в рамках которых вопрос о правомерности формирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390 и установления его границ не разрешался.
К тому же, Рослесхоз во встречном иске указывал на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500, учтенный как относящийся к землям лесного фонда, находится в фактическом владении Российской Федерации, поскольку используется для ведения лесного хозяйства.
В силу статьи 208 ГК РФ на требования собственника об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения, исковая давность не распространяется. Однако вопрос об исковой давности был разрешен судом первой инстанции без учета обстоятельств фактического владения участками, а суд апелляционной инстанции отклонил соответствующие доводы Рослесхоза со ссылкой на судебные акты о выкупе земель и непредставление Рослесхозом доказательств нахождения спорного участка в его владении. При этом суды, удовлетворяя иск Партнерства как предъявленный владеющим собственником, не указали, какие обстоятельства свидетельствуют об этом и какими доказательствами подтверждается владение первоначального истца, при том что наличие титула и правоустанавливающих документов, равно как уплата налогов само по себе не является признаком фактического обладания вещью.
Таким образом, вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении встречного иска Рослесхоза как предъявленного с пропуском срока исковой давности невладеющим собственником является ошибочным.
Выводы судов в части удовлетворения иска Партнерства также нельзя признать соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
Суды, удовлетворяя требования Партнерства, применили положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ. Однако в данном случае отсутствовала предусмотренная законом совокупность условий для применения "лесной амнистии", поскольку сведения и о земельном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:500, принадлежащим Российской Федерации, и о земельных участках Партнерства содержатся в ЕГРН, то есть имеются противоречия не только между сведениями, содержащимися в ЕГРН и ГЛР, но и в сведениях ЕГРН.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (в редакции, действовавшей в период формирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:390 и спорных участков Партнерства).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (статья 78 ЗК РФ в той же редакции).
В силу статьи 101 ЗК РФ (в той же редакции) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из статьи 7 ЗК РФ критерием деления земель на категории является их целевое назначение; земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Рослесхоз обосновывал принадлежность спорных участков к землям лесного фонда материалами лесоустройства, ссылаясь на то, что в силу действовавшего в период реорганизации ГП "Шестаковский" и в последующий период законодательства (Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Основы лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) леса и соответственно занятые ими земли могли передаваться сельскохозяйственным организациям в пользование при сохранении в отношении лесов и земель под ними государственной собственности.
Как усматривается из Проекта, в составе земель площадью 2771,19 га, которые были предоставлены СПК "Шестаковский" в бессрочное пользование и из которых впоследствии был сформирован земельный участок уточненной площадью 21 848 042 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0390, выкупленный СПК "АгроСтройКомплекс", учитывались лесные земли площадью 1493,97 га и земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, площадью 928,09 га. С учетом приведенных выше законодательных актов, а также положений ЛК РФ лесные земли могли находиться в пользовании сельскохозяйственной организации, но не подлежали отчуждению из собственности Российской Федерации.
Таким образом, при возникновении ситуации двойного учета одних и тех же земельных участков как относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и землям лесного фонда и государственной регистрации прав на такие земельные участки за разными лицами для определения действительной категории земель спорных участков необходимо исследование вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. В свою очередь, для разрешения указанных вопросов необходимо установить, как фактически используются участки, имеются ли в границах участков лесные насаждения, использовались ли когда-либо ранее спорные участки для ведения сельскохозяйственного производства, а после изменения вида разрешенного использования - для дачного хозяйства.
Суды указанные вопросы не разрешали и не устанавливали обстоятельства, связанные с наличием на спорных территориях лесных насаждений и ведением на них лесного хозяйства, хотя именно по результатам установления данных обстоятельств можно сделать вывод о том, кто является фактическим владельцем участков. К материалам дела приобщены акты осмотра территории, составленные участковым лесничеством, которым суды не дали никакой оценки, не привели никаких мотивов принятия или отклонения данных актов в качестве доказательств.
При таком положении выводы судов в части удовлетворения иска Партнерства и отказа в удовлетворении встречного иска Рослесхоза нельзя признать соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам законодательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо выяснить, за счет каких земель был сформирован земельный участок с кадастровым номером 47:01:0000000:0390, имеются ли на спорных земельных участках лесные насаждения и какого возраста, были ли предназначены и использовались ли эти участки до их выделения из исходного участка для сельскохозяйственного производства, после изменения в 2012 году вида разрешенного использования и приобретения участков Партнерством - для дачного хозяйства, осуществляются ли в настоящее время в отношении участков мероприятия в рамках лесохозяйственной деятельности; в зависимости от выяснения указанных обстоятельств определить фактического владельца спорных участков; вынести судебный акт с учетом заявленных Партнерством в ходе рассмотрения дела ходатайств в порядке статьи 49 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А56-166349/2018 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Рослесхоз обосновывал принадлежность спорных участков к землям лесного фонда материалами лесоустройства, ссылаясь на то, что в силу действовавшего в период реорганизации ГП "Шестаковский" и в последующий период законодательства (Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Основы лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) леса и соответственно занятые ими земли могли передаваться сельскохозяйственным организациям в пользование при сохранении в отношении лесов и земель под ними государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2023 г. N Ф07-22833/22 по делу N А56-166349/2018
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38615/2023
09.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16620/2023
15.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22833/2022
18.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30822/2022
28.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-166349/18