14 февраля 2023 г. |
Дело N А21-10957/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Дизайн" Ярулиной Е.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 14.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Дизайн" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 по делу N А21-10957/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Дизайн" (236001, Калининград, ул. Серпуховская, д. 35А, кв. 27; ОГРН 1153926038166; ИНН 3906976990; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении сроков проверки и вручения акта проверки, о признании недействительным предписания от 02.06.21 N 04-15, а также о возложении на него обязанности внести в единый реестр проверок сведения об отмене результатов проверки (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 31.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 15.09.2017 N 39-00109/П-01 на осуществление деятельности, связанной со сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией отходов I-IV классов опасности.
На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в "Сводном плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" размещена информация о том, что в отношении Общества в апреле 2021 года должна быть проведена плановая проверка с целью осуществления лицензионного контроля (N 0021047202834 в едином реестре проверок).
Обществом 07.04.2021 от Управления получены распоряжение от 06.04.2021 N ПВ-33/12 и уведомление от 06.04.2021 N 05-12/7266 о проведении плановой выездной проверки, которыми оно уведомлено о сроках проведения проверки: с 13.04.2021 по 12.05.2012 (не более 15 часов).
Распоряжением Управления от 27.04.2021 N ПВЗЗ/12 сроки проведения плановой проверки Общества со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года" (далее - Указ N 242) установлены в количестве не более 20 рабочих дней с 28.04.2021 по 02.06.2021.
Выезды на объекты Общества, расположенные по адресам: Калининград, ул. 5-я Причальная, д. 1; Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Майское, д. 49; п. Корнево, д. 15, осуществлены 27.05.2021 инспектором Управления с участием директора Общества.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 02.06.2021 N 04-15, нарушение лицензиатом подпунктов "б" и "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290).
Об устранении указанных нарушений в срок до 02.09.2021 Обществу выдано предписание от 02.06.21 N 04-15.
В связи с тем, что по состоянию на 12.07.2021 в адрес Общества со стороны Управления не поступило никакой информации о завершении плановой проверки и составлении акта проверки, Общество направило в Управление обращение от 13.07.2021 с просьбой предоставить информацию о ходе проведения плановой проверки.
О нарушении Управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) Обществом подано обращение от 27.07.2021 N 121/ОД в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (зарегистрировано 29.07.2021).
На ознакомление и подписание акта плановой проверки от 02.06.2021 N 04-15 представитель Общества приглашен в Управление 11.08.2021, а на обращение Общества от 13.07.2021 ему дан письменный ответ от 11.08.2021 N 05-05/19369.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, и полагая, что в ходе проведения проверки допущены грубые нарушения, Общество направило в Управление заявление от 16.08.2021 об отмене результатов плановой проверки, а также обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности действий и предписания Управления, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - это обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены, в том числе следующие требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (подпункт 1 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением N 2290.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности: наличие и соответствие транспортных средств, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании, необходимых (используемых) для выполнения заявленных работ, требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", включая требования наличия на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов (подпункт "б");
для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы (подпункт "г").
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Управлением в ходе проверки выявлено нарушение Обществом лицензионных требований. Так, в частности, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию установки пиролизной мобильной УСПМ4 ПС отсутствует, что исключается ее использование для уничтожения отходов; отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию технологической линии ПБМ-1, РКМ-2, дробилки шприцев БИОП-110, дробилки одноразовой посуды ИКП-600, пресса гидравлического ТМ-12ТС; не представлены должностные инструкции и документы, обосновывающие отсутствие на производстве работников, числящихся в штате Общества; не представлены транспортные средства типа "мусоровоз", которые участвуют в транспортировании отходов, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации.
Суды также установили отсутствие грубых нарушений Закона N 294-ФЗ при проведении Управлением плановой проверки, влекущих отмену ее результатов.
Как установлено судами, проверочные мероприятия в отношении Общества в апреле - июне 2021 года осуществлялись на основании Ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
Распоряжение Управления от 06.04.2021 N ПВ-33/12 и уведомление от 06.04.2021 N 05-12/7266 о проведении плановой выездной проверки в период с 13.04.2021 по 12.05.2021 получено представителем Общества 07.04.2021, а распоряжение от 27.04.2021 N ПВЗЗ/12, которым срок проведения плановой проверки установлен с 28.04.2021 по 02.06.2021 на основании Указа N 242, направлено Обществу 27.04.2021.
В ходе проведения проверки государственным инспектором Управления 27.05.2021 в присутствии директора Общества осуществлено обследование территорий на предмет соблюдения установленных требований проверяемым юридическим лицом, о чем составлены акты обследования, подписанные директором Общества.
В соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1); акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4).
Судами установлено, что по результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 02.06.2021 N 04-15, который 11.08.2021 получен представителем Общества.
Исходя из того, что предоставление акта, составленного по результатам проверки, не в день его оформления к грубым нарушениям Закона N 294-ФЗ не отнесено, суды отклонили довод Общества о том, что это обстоятельство влечет отмену результатов проверки.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Судами установлено, что Общество в соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства относится к категории "микропредприятие". При этом, как установили суды, согласно актам обследования территорий, подписанным директором Общества, фактическая продолжительность проверки (продолжительность времени непосредственного взаимодействия с юридическим лицом) не превысила 15 часов и составила 1 час 35 минут.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий и предписания Управления упомянутым требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 по делу N А21-10957/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Дизайн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1); акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4).
...
Исходя из того, что предоставление акта, составленного по результатам проверки, не в день его оформления к грубым нарушениям Закона N 294-ФЗ не отнесено, суды отклонили довод Общества о том, что это обстоятельство влечет отмену результатов проверки.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2023 г. N Ф07-22811/22 по делу N А21-10957/2021