15 февраля 2023 г. |
Дело N А42-5039/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления образования администрации Кольского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А42-5039/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации Кольского района, адрес: 184381, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., д. 50, ОГРН 1025100587973, ИНН 5105031541 (далее - Управление образования), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7, ОГРН 1055100189605, ИНН 5190135362 (далее - Управление), представления от 06.04.2022 N 211/21-ВП-03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольского района Мурманской области "Молочненская средняя общеобразовательная школа", адрес: 184365, Мурманская обл., Кольский р-н, пгт Молочный, Торговая ул., д. 8, ОГРН 1025100587269, ИНН 5105030523 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 05.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.11.2022, в удовлетворении заявления Управления образования отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Управление образования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.09.2022 и постановление от 11.11.2022, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Как указывает податель кассационной жалобы, суды двух инстанций не учли, что представление вынесено в адрес иного юридического лица - Комитета образования администрации г. Мурманска; в положении об Управлении образования не предусмотрена обязанность по контролю за соблюдением муниципальными образовательными учреждениями требований санитарного законодательства; оспариваемое представление вынесено до вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица Учреждения; суды не оценили довода Управления образования о возложении действующим законодательством ответственности за несоблюдение санитарных правил на образовательные организации; Управление при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении Учреждения, не установило конкретных обстоятельств, свидетельствующих о совершении административного правонарушения вследствие недостаточного финансирования Учреждения Управлением образования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Управление образования, Учреждение, Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании своего решения от 24.11.2021 N 211/21-ВП с 01.12.2021 по 06.12.2021 проводило в отношении Учреждения плановую выездную проверку по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
В ходе проверки Управление выявило и зафиксировало в акте от 14.12.2021 N 211/21-ВП нарушение Учреждением требований статьи 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 1.5, 2.4.3, 2.4.6.2, 2.4.12, 2.5.1 - 2.5.3, 2.7.2, 2.8.3, 2.8.5, 2.13, 2.11.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, пунктов 62, 88, 89, 101, 817, 823, 3343, 3344, 3364 санитарных норм и правил СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, пункта 2.13 санитарных норм и правил СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32, таблицы 6.5 санитарных норм и правил СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
По факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований Управление возбудило в отношении Учреждения дело об административном правонарушении, 13.01.2022 составило в отношении Учреждения протокол об административном правонарушении, а 06.04.2022 вынесло постановление N 81, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 30 000 руб. административного штрафа.
Управление также 06.04.2022 вынесло представление N 211/21-ВП-03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором указало, что причиной явилось ненадлежащее исполнение Управлением образования функций по: 1) организации работы по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальном образовательном учреждении; 2) координации и обеспечению контроля за содержанием зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения, обустройству прилежащих к ним территорий; 3) надлежащему финансированию мер по устранению нарушений требований санитарного законодательства, что повлекло осуществление подведомственным Учреждением образовательной деятельности с нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Названным представлением Управление обязало Управление образования принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с представлением от 06.04.2022 N 211/21-ВП-03, Управление образования обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной отказали в удовлетворении заявленных Управлением образования требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Постановлением Управления от 06.04.2022 N 81 Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 КоАП РФ, что послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.
Выявленные Управлением нарушения санитарных требований по существу Управлением образования не оспорены.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.7 устава Учреждения, утвержденного постановлением администрации Кольского района от 13.05.2022 N 590 (далее - Устав), учредителем образовательной организации является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района.
В силу пункта 3.9 Устава при реализации образовательных программ Учреждение в том числе обеспечивает соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 1.2 положения об Управлении образования, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района от 22.12.2016 N 5/7, оно является структурным подразделением администрации Кольского района, органом, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования.
В силу пунктов 3.3.2, 3.3.4, 3.3.9, 3.3.19, 3.3.22 положения Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных учреждений, формирование муниципальных заданий для подведомственных учреждений на оказание муниципальных услуг, контролирует их исполнение, организует работу по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в таких учреждениях, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных учреждений, является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений.
Исходя из установленных функций Управления образования суды двух инстанций обоснованно констатировали, что представление выдано ему в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на него функций, что способствовало осуществлению Учреждением деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Суды отметили, что Управление образования, являясь учредителем подведомственных ему образовательных организаций, координирует и контролирует их деятельность.
Довод Управления образования о неправомерном вынесении оспариваемого представления ранее привлечения должностного лица Учреждения к административной ответственности обоснованно отклонен судами.
В рассматриваем случае постановление от 06.04.2022 N 81, на основании которого выдано оспариваемое представление, вынесено в связи с привлечением Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
В силу статьи 29.13 КоАП РФ при выявлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, одновременно с вынесением постановления о привлечении Учреждения к административной ответственности Управление было вправе вынести оспариваемое представление.
Ссылка Управления образования на неисследование административным органом условий финансирования Учреждения правомерно отклонена судами, поскольку установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Учреждением санитарно-эпидемиологических требований, не зависят от суммы выделяемых Учреждению бюджетных средств и их расходования.
Довод Управления образования о том, что представление фактически адресовано иному лицу - Комитету образования администрации г. Мурманска, также подлежит отклонению.
По существу Управление образования не опровергло, что представление от 06.04.2022 N 211/21-ВП-03 вынесено в его адрес, несмотря на ошибочное указание в нем на Комитет образования администрации г. Мурманска.
Кроме того, письмом от 05.05.2022 (вх. от 24.05.2022 N 5404) Управление образования сообщило Управлению об исполнении оспариваемого представления в части принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, составления дефектных ведомостей для включения Учреждения в программу капитального ремонта в 2023 году, устранения конкретных выявленных Управлением нарушений санитарных требований.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права вывод судов о законности оспариваемого постановления Управления является правильным.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А42-5039/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления образования администрации Кольского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Постановлением Управления от 06.04.2022 N 81 Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 КоАП РФ, что послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.
...
В рассматриваем случае постановление от 06.04.2022 N 81, на основании которого выдано оспариваемое представление, вынесено в связи с привлечением Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
В силу статьи 29.13 КоАП РФ при выявлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, одновременно с вынесением постановления о привлечении Учреждения к административной ответственности Управление было вправе вынести оспариваемое представление."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2023 г. N Ф07-137/23 по делу N А42-5039/2022