28 февраля 2023 г. |
Дело N А56-3117/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Мацейко В.В. (доверенность от 11.03.2020),
рассмотрев 28.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А56-3117/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (127030, г. Москва, ул. Сущёвская, д. 19 стр. 7; ОГРН 1037702023831; ИНН 7702352454; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Управление) от 05.10.2021 N 1013, а также о возложении на Управление обязанности возвратить излишне уплаченную плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2018 год в размере 240 руб. 40 коп.
Решением суда первой инстанции от 19.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченной платы является правомерным.
В судебном заседании представитель Предприятия просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением в порядке проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год у Предприятия выявлена и отражена в соответствующем акте проведения контроля переплата платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 240 руб. 40 коп.
Предприятие обратилось в Управление с заявлением от 25.08.2021 о возврате указанной суммы излишне уплаченной платы за 2018 год.
По результатам рассмотрения заявления Управление, сославшись на то, что к заявлению не приложена доверенность представителя, подписавшего заявление, а также указав на ограничение на возврат денежных средств из бюджета 3-летним сроком с момента уплаты, приняло решение от 05.10.2021 N 1013 об отказе в возврате указанной суммы.
Не согласившись с отказом Управления в возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оснований для отказа Предприятию в возврате излишне уплаченной платы не имелось, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Согласно пункту 48 Правил N 255 решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату.
Как предусмотрено пунктом 12 Порядка N 334, принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
Согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявление Предприятия подписано директором Северо-Западного бассейнового филиала Пылиным С.В. и главным бухгалтером Гогулиной Т.В., к заявлению были приложены доверенности от 05.03.2020 N 77 АГ 3037485 и от 12.03.2020 N 58.
В связи с этим суды пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа Предприятию в возврате излишне уплаченной платы со ссылкой на пункт 12 Порядка N 334 и на то обстоятельство, что к заявлению не приложена доверенность представителя, подписавшего заявление.
Судами также установлено, что актами проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (исх. N 04-20/6666 от 27.04.2020, исх. N 04-20/10766 от 09.07.2020) переплата по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 240 руб. 40 коп. подтверждена.
Как установлено судами, Предприятие осуществило платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (КБК 048 1 12 01010 01 6000 120) за 2018 год в сумме 4781 руб. 67 коп., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, а также определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527 и от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Исходя из того, что отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год, суды указали, что сумма переплаты не может образоваться ранее даты последнего платежа.
Приняв во внимание, что окончательные платежи за 2018 год произведены Предприятием 27.02.2019, суды пришли к выводу о том, что заявление о возврате излишне уплаченного платежа могло быть им подано в течение трех лет со дня уплаты платежа, то есть до 27.02.2022.
Установив, что Предприятие обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду 25.08.2021, суды пришли к выводу о том, что трехлетний срок подачи заявления им не пропущен, а также о несоответствии оспариваемого решения Управления упомянутым нормам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предприятием требования, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А56-3117/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявление Предприятия подписано директором Северо-Западного бассейнового филиала Пылиным С.В. и главным бухгалтером Гогулиной Т.В., к заявлению были приложены доверенности от 05.03.2020 N 77 АГ 3037485 и от 12.03.2020 N 58.
В связи с этим суды пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа Предприятию в возврате излишне уплаченной платы со ссылкой на пункт 12 Порядка N 334 и на то обстоятельство, что к заявлению не приложена доверенность представителя, подписавшего заявление.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, а также определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527 и от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2023 г. N Ф07-22067/22 по делу N А56-3117/2022