02 марта 2023 г. |
Дело N А05-3784/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 27.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельЭнерго" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А05-3784/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельэнерго", адрес: 163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 37, каб. 3, эт. 4, ОГРН 1172901011590, ИНН 2901288839 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 01.04.2022 N 35-246/13373-929/ПС о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Красноборского района Архангельской области, адрес: 165430, Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Победы, д. 11 (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.10.2022 решение суда первой инстанции изменено, его резолютивная часть дополнена указанием на признание оспоренного постановления Управления не подлежащим исполнению в части взыскания штрафа, превышающего 2100 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, считая, что представленные протокол и справки не могут считаться надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении, так как получены с нарушениями и содержат недостоверную информацию. Кроме того, Общество не было уведомлено о решении Прокуратуры о проведении выездной проверки. Прокуратура 26.12.2021 не могла самостоятельно провести выездную проверку, поскольку для выявления нарушений в области электроэнергетики необходимы специальные познания. Следовательно, в протоколе указана недостоверная информация относительно участия специалиста Котласского отдела Управления, потому что 26.12.2021 он в проверке, проводимой Прокуратурой, не участвовал. Антропов А.П., участвовавший в проверке, не был представителем Общества и он не сообщал ему о том, что будет присутствовать на проверке. Более того, Прокуратура не должна была определять лицо, которое уполномочено действовать от имени Общества, а только само Общество должно было определить такое лицо. Также Общество отмечает, что фотоматериал, приложенный к справке от 26.12.2021, не содержит указания даты и времени, отсутствует привязка спорных фотографий к месту осуществления фотосъемки. После составления протокола об административном правонарушении Обществу была предоставлена его копия, позже в адрес Общества был направлен оригинал, который отличался от предоставленной ранее копии, все изменения вносились сотрудником Управления в одностороннем порядке после составления протокола в отсутствие представителя Общества. В данном конкретном случае невозможно обнаружить нарушение без измерительных приборов, поскольку для того, чтобы выявить расстояние от проводов до земли, необходимо было измерить слой снежного покрова. Нарушения, выявленные в пункте 6 постановления, не могли быть установлены на опоре 56 и 70 ввиду отсутствия такого количества опор на линии электропередач.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по договору продажи предприятия от 24.09.2018 Общество приобрело в собственность и эксплуатирует воздушную линию электропередач ВЛ-10 кВ Красноборск-Кресты-Березовка-Комсомольский-отпайка до д. Новошино в Архангельской области.
С ноября по декабрь 2021 года в Прокуратуру поступили обращения глав администраций муниципальных образований (далее - МО) "Красноборский муниципальный район", МО "Алексеевское" и МО "Куликовское" об участившихся перебоях в электроснабжении д. Новошино, д. Шадрино, д. Комарово Красноборского района, неудовлетворительном состоянии опор электропередач и несвоевременной расчистке охранной зоны под линиями электропередач.
Согласно сведениям администрации МО "Красноборский муниципальный район" отключение ВЛ-10 "Комсомольский" происходили 11.11.2021, 16.11.2021, 20.11.2021, 26.11.2021, 13.12.2021, 18.12.2021, 26.12.2021, 02.01.2022, 07.01.2022, 09.01.2022, 13.01.2022, 14.01.2022, 16.01.2022, 17.01.2022, 20.01.2022, 24.01.2022.
В связи с запросом Прокуратуры от 13.12.2021 N 7-25-2021/4066 о выделении специалиста Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Управления для участия в совместных проверочных мероприятиях с 15.12.2021 по 17.12.2021 на территории Красноборского района Управлением направлен государственный инспектор Ершов А.В., осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
По результатам проверки составлена справка от 23.12.2021 о выявленных нарушениях с приложением фототаблицы, которая направлена в Прокуратуру. Старшим помощником прокурора района Щелоковым А.Г. также составлена справка о состоявшемся 26.12.2021 визуальном осмотре ВЛ-10. На основании справок и фототаблиц Управлением в адрес Общества направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
22.02.2022 при рассмотрении материалов проверки сетей электроснабжения, поступивших из Прокуратуры, указывающих на нарушения технического состояния воздушных линий электропередачи ВЛ-0,4 ф. N 3 "Почта" от КТП "Комсомольский" и ВЛ-10 Красноборск - Кресты - Березовка - Комсомольский - отпайка до д. Новошино, обеспечивающей электроснабжение д. Новошино и д. Шадрино Красноборского района Архангельской области, выявлены нарушения обязательных требований в электроэнергетике.
02.03.2022 Управлением в отношении Общества составлен протокол N 35-246/13373-685/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, а 01.04.2022 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, признав не подлежащим исполнению постановление Управления в части штрафа, превышающего 2100 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение, в том числе, правил пользования электрической энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 35-ФЗ в состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
Указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются требования к функционированию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; подготовке работников в сфере электроэнергетики к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.
По первому, второму и шестому эпизодам административного правонарушения Обществу вменяется нарушение пунктов 1.1.3, 5.7.1, 5.7.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229).
В соответствии с пунктом 1.1.3 Правил N 229 безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.
Согласно пункту 8.2.3 Типовой инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами РД 153-34.3-20.662-98, утвержденной 19.05.1998 департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" (далее - Типовая инструкция), отклонение одностоечных опор ВЛ от вертикальной оси не должно превышать: 15 см - при приемке в эксплуатацию вновь построенной ВЛ, а также после ремонта или реконструкции; 30 см - в процессе эксплуатации.
В соответствии с пунктом 5.7.1 Правил N 229 при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
В соответствии с пунктом 5.7.5 указанных Правил при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на воздушной линии электропередачи ВЛ-10 Красноборск - Кресты - Березовка - Комсомольский - отпайка до д. Новошино наблюдается существенное отклонение опор N 7, 36, 37, 56, 70, 426, 378 от вертикальной оси, явно превышающее 30 см. На воздушной линии электропередачи 0,4 кВ в д. Шадрино также наблюдается существенное отклонение опор 7, 37, 56, 70 от вертикальной оси, явно превышающее 30 см.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данным эпизодам.
По третьему эпизоду Обществу вменяется нарушение пунктов 5.7.1, 5.7.5, 5.7.17 Правила N 229.
На основании пункта 5.7.17 Правил N 229 неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что опоры N 1, 2 ВЛ-0,4 ф. N 3 "Почта" от КТП "Комсомольский" имеют следы значительного расщепления и загнивания древесины опоры.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данному эпизоду.
По четвертому эпизоду Обществу вменяется нарушение пункта 5.7.18 Правил N 229.
В соответствии с пунктом 5.7.18 указанных Правил капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами - не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом не проводится своевременно капитальный ремонт ВЛ для поддержания их надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данному эпизоду.
По пятому и восьмому эпизодам Обществу вменяется нарушение пункта 5.7.12 Правил N 229.
Согласно пункту 5.7.12 указанных Правил организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов.
На основании пункта 2.5.23 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Седьмое издание. Раздел 2. Передача электроэнергии. Глава 2.4. Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 (далее - Правила N 187), на опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:
порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;
информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности - 500 м, допускается более редкая установка знаков;
предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности;
плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на опорах воздушных линий электропередач ВЛ-10 "Комсомольский" - отпайка до д. Новошино и воздушной линии электропередачи 0,4 кВ в д. Шадрино отсутствуют постоянные знаки.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данным эпизодам.
По седьмому эпизоду Обществу вменяется нарушение пункта 2.5.201 Правил N 187.
Согласно пункту 2.5.201 Правил N 187 расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местностях в нормальном режиме ВЛ должны приниматься не менее приведенных в таблице 2.5.20.
В силу таблицы 2.5.20 указанных Правил расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной местности при напряжении ВЛ до 20 кВ должны приниматься не менее 6 м.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на воздушной линии электропередачи ВЛ-10 "Комсомольский" - отпайка до д. Новошино в пролете опор N 17, 18, 22-23, 23-24, 34-35, 56-57, 58-59 расстояние от проводов ВЛ до земли менее 6 м.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данному эпизоду.
По девятому эпизоду Обществу вменяется нарушение пунктов 1.5.1, 5.7.1, 5.7.5, 5.7.14, 5.7.16, 5.7.17, 5.7.8 Правил N 229.
Согласно пункту 1.5.1 указанных Правил на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
В силу пункта 5.7.14 названных Правил при эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью.
В соответствии с пунктом 5.7.16 указанных Правил на ВЛ должны выполняться следующие проверки и измерения проверка состояния трассы ВЛ - при проведении осмотров и измерения расстояний от проводов до деревьев и кустарников под проводами, измерения стрел провеса проводов - при необходимости; измерение ширины просеки - не реже 1 раза в 3 года.
На основании пункта 5.7.8 названных Правил при эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
На основании пункта 22 названных Правил необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Типовой инструкции просека ВЛ должна содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии. Следует поддерживать установленную ширину просек и производить обрезку деревьев и расчистку от кустарников. Работы на просеках ВЛ, проходящих по землям государственного лесного фонда, должны производиться в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации. Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 приложения 16 Типовой инструкции ширина просек в насаждениях высотой более 4 м для ВЛ, служащих единственным источником питания, должна быть не менее расстояния между крайними проводами плюс расстояния, равные высоте основного лесного массива с каждой стороны от крайних проводов ВЛ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вдоль линии электропередачи ВЛ-10 "Комсомольский" - отпайка до д. Новошино не очищается просека от лесных насаждений.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данному эпизоду.
Таким образом, с учетом установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) суды сочли доказанным в деяниях Общества состав вмененного административного правонарушения.
Вопреки мнению Общества собранные и представленные в дело доказательства оценены судами и признаны надлежащими (статьи 26.2, 26.11 КоАП РФ, 65-71 АПК РФ), их достоверность и относимость к времени и месту правонарушения не опровергнуты.
В справке от 10.06.2022 отражено частичное устранение Обществом выявленных нарушений.
Судами также принято во внимание решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 04.08.2022 по делу N 2-1844/2022 об обязании Общества по иску прокурора устранить в том числе рассмотренные в настоящем деле нарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Признание апелляционным судом оспоренного постановления Управления не подлежащим исполнению в части штрафа, превышающего размер 2100 руб., с учетом статуса Общества в качестве малого предприятия, части 2 статьи 1.7, статьи 4.1.2 КоАП РФ не оспаривается.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку решение суда изменено постановлением апелляционного суда, оставить без изменения следует последнее.
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А05-3784/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельЭнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.3.1 Типовой инструкции просека ВЛ должна содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии. Следует поддерживать установленную ширину просек и производить обрезку деревьев и расчистку от кустарников. Работы на просеках ВЛ, проходящих по землям государственного лесного фонда, должны производиться в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации. Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров).
...
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вдоль линии электропередачи ВЛ-10 "Комсомольский" - отпайка до д. Новошино не очищается просека от лесных насаждений.
На основании изложенного материалами дела подтверждается событие правонарушения по данному эпизоду.
Таким образом, с учетом установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) суды сочли доказанным в деяниях Общества состав вмененного административного правонарушения.
...
Признание апелляционным судом оспоренного постановления Управления не подлежащим исполнению в части штрафа, превышающего размер 2100 руб., с учетом статуса Общества в качестве малого предприятия, части 2 статьи 1.7, статьи 4.1.2 КоАП РФ не оспаривается.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А05-3784/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельЭнерго" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2023 г. N Ф07-23484/22 по делу N А05-3784/2022