06 марта 2023 г. |
Дело N А05-333/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 27.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А05-333/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аквамир", адрес: 163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 63, каб. 28, ОГРН 1022901004873, ИНН 2903003687 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673 (далее - Управление), о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от предоставления санитарно-эпидемиологической экспертизы или иной оценки Никольского рукава реки Северная Двина, запрошенной заявителем в письме от 08.12.2021.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2022, заявленные требования удовлетворены: на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой указало на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы полагает, что Управление проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы только в целях осуществления федерального государственного контроля и надзора.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество имеет статус гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения в границах деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области и снабжает питьевой водой потребителей, подключенных к этой системе, по тарифам, установленным Агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Для указанных целей заявитель использует водный объект - Никольский рукав реки Северная Двина, из которого забирает водные ресурсы для подготовки питьевой воды. Для использования этого водного объекта необходимо наличие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Управление выдало заявителю предписание от 22.10.2021 N 813/пр-2021, согласно которому общество в срок до 04.10.2022 обязано получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Поскольку названное заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы или иной оценки, Общество 09.12.2021 обратилось в Управление с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иной оценки водного объекта - Никольского рукава реки Северная Двина. В заявлении Общество сослалось на положения пункта 3 статьи 18 и пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Рассмотрев данное заявление, Управление направило Обществу письмо от 22.12.2021, сообщив об отказе в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, указав, что управление проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы только в целях осуществления федерального государственного контроля и надзора.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, обстоятельства дела, проверил компетенцию административного органа и указал на наличие оснований для признания незаконными действий Управления, выразившихся в отказе от предоставления санитарно-эпидемиологической экспертизы или иной оценки Никольского рукава реки Северная Двина.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
В силу части 2 статьи 46 Закона N 52-ФЗ в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
Для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций Управления создано федеральное бюджетное учреждение здравоохранения (далее - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области".
Приказом Роспотребнадзора от 17.03.2022 N 108 образовано федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области и Ненецком автономном округе" (далее - Учреждение) путем реорганизации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" в форме присоединения к нему ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ненецком автономном округе".
Учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Роспотребнадзора по Архангельской области (пункт 1 устава, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 23.06.2022 N 352).
Виды деятельности, которые осуществляет Учреждение для достижения целей, указанных в пункте 11 устава, поименованы в пункте 14 устава, к которым относятся проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Таким образом, Учреждение является федеральным бюджетным учреждением здравоохранения, специально созданным для осуществления деятельности Управления в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, входит в единую федеральную централизованную систему и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
Частью 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок проведения экспертиз, Порядок N 224), а также Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Порядок выдачи заключений) утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.09.2007 N 224.
Согласно абзацу первому пункта 2 Порядка N 224 санитарно-эпидемиологическая экспертиза - это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, техническими регламентами, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 224 результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Согласно пункту 9 Порядка N 224 санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает: проведение экспертизы представленных документов; проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний; обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, результаты которых оформляются в виде экспертного заключения, в Архангельской области проводятся Учреждением.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А05-333/2022 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аквамир" отказать.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
В силу части 2 статьи 46 Закона N 52-ФЗ в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
...
Частью 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2023 г. N Ф07-20079/22 по делу N А05-333/2022