06 марта 2023 г. |
Дело N А56-119480/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Сусловой А.И. (доверенность от 26.12.2022 N 02-6956),
рассмотрев 27.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А56-119480/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Независимая Управляющая Компания", адрес: 188992, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Кирова, д. 13А, ОГРН 1164704050268, ИНН 4704098737 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 147847555107, ИНН 7842018694 (далее - Комитет), от 10.12.2021 N 1723/1.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить означенные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не отвечает критериям исполнимости, проверка проведена с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Закон N 294-ФЗ), Общество не получало уведомлений о проведении проверки и осмотр состоялся в отсутствие представителей Общества. Податель жалобы отмечает, что фотографии спорных нарушений не конкретизированы, и полагает, что Общество надлежаще исполняло свои обязанности по управлению общим имуществом спорного дома.
В судебном заседании представитель Комитета, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из обжалуемых судебных актов, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт. Лесогорский, ул. Гагарина, д. 13 (далее - МКД).
На основании распоряжения от 07.12.2021 N 1723 Комитетом 10.12.2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления МКД. в части начисления платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом; проверка инициирована в связи с обращением (от 03.12.2021 N гжи-08-14478) собственника помещения в МКД Носовой М.В.
В ходе проверки выявлено, что в системе отопления МКД отсутствует надлежащая циркуляция теплоносителя, не осуществляется нагрев отопительных приборов в ряде жилых помещений, конструкции дверей тамбурных отсеков лестничных клеток 2, 4, 5 и 8 МКД отсутствуют (находятся в неисправном состоянии), не обеспечено проведение уборки мест общего пользования МКД, а у входов на лестничные клетки 1-3, 5-8 не имеется табличек с их номерами и номерами расположенных на этих клетках квартир.
Нарушение Обществом пунктов 5.1.1, 5.2.1, 4.7.1, 4.8.11 и 3.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), зафиксировано в акте от 10.12.2021 N 1723.
По результатам проверки Комитет выдал предписание от 10.12.2021 N 1723/1, в соответствии с которым Обществу в срок до 15.02.2022 надлежало обеспечить надлежащую циркуляцию теплоносителя в системе отопления МКД, провести работы по восстановлению дверей тамбурных отсеков и по установке табличек с номерами лестничных клеток и квартир, а также обеспечить проведение уборки мест общего пользования.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, посчитав, что оспариваемое предписание соответствует существу выявленных нарушений, направлено на их устранение, а также является конкретным и реально исполнимым.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечивать готовность инженерных систем, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Пунктом 5.1.1 Правил N 170 установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, включают, в том числе: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования (пункт 17 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290).
Обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечить среди прочего исправное состояние окон, дверей, а также их нормативные воздухо-, тепло- и звукоизоляционные свойства закреплена в пункте 4.7.1 Правил N 170. Согласно пункту 4.8.11 Правил N170 тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
В силу пункта 3.5.2 Правил N 170, таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
Обязательность периодической уборки мест общего пользования, их санитарного содержания предусмотрена пунктом 126 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, и пунктом 23 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, принятых вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290).
В данном случае судами, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 10.12.2021 N 1723, составленный с применением средств фотофиксации, констатировали несоблюдение Обществом требований Правил N 170.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанные в предписании виды работ относятся согласно Приложению N 7 к Правилам N 170 к работам по текущему ремонту и содержанию общего имущества.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491 выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий.
Доводы кассатора о допущенных Комитетом при проведении проверки нарушениях Закона N 294-ФЗ отклоняются судом округа исходя из следующего. Аналогичные аргументы уже приводились Обществом в судах первой и апелляционной инстанций. Суды подробно проанализировали требования части 1 статьи 196 ЖК РФ, подпункта 3 пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, и пункта 2 части 10 статьи 19 Закона Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (основания для проведения внеплановой проверки), и установили, что Комитетом в адрес Общества направлялось 07.12.2021 по электронной почте уведомление о предстоящей проверке, хотя в силу части 3 статьи 196 ЖК РФ в данном случае Комитет был вправе проводить проверку без предварительного уведомления Общества. Помимо того, суды учли также и то, что в соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ представитель Общества по доверенности Братухина Ю.М. была ознакомлена с актом проверки от 10.12.2021 с вручением ей под роспись копии акта.
Таких образом, суды, не установив существенных нарушений при проведении проверки и процедуры вынесения Комитетом предписания, сделав вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя (статья 198 АПК РФ), правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А56-119480/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных платежным поручением от 09.01.2023 N 8.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассатора о допущенных Комитетом при проведении проверки нарушениях Закона N 294-ФЗ отклоняются судом округа исходя из следующего. Аналогичные аргументы уже приводились Обществом в судах первой и апелляционной инстанций. Суды подробно проанализировали требования части 1 статьи 196 ЖК РФ, подпункта 3 пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, и пункта 2 части 10 статьи 19 Закона Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (основания для проведения внеплановой проверки), и установили, что Комитетом в адрес Общества направлялось 07.12.2021 по электронной почте уведомление о предстоящей проверке, хотя в силу части 3 статьи 196 ЖК РФ в данном случае Комитет был вправе проводить проверку без предварительного уведомления Общества. Помимо того, суды учли также и то, что в соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ представитель Общества по доверенности Братухина Ю.М. была ознакомлена с актом проверки от 10.12.2021 с вручением ей под роспись копии акта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2023 г. N Ф07-20656/22 по делу N А56-119480/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20656/2022
08.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17661/2022
25.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-119480/2021