06 марта 2023 г. |
Дело N А13-918/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 28.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена Мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А13-918/2022,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича", адрес: 160019, город Вологда, улица Чернышевского, дом 41, ОГРН 1023500899950, ИНН 3525082217 (далее - Школа), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным, как не соответствующего действующему законодательству, бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, адрес: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533 (далее - МЧС, Управление), выразившегося в уклонении от совершения действий по исключению из журнала (реестра) учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области "сведений об учете защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области сведений об учете в качестве убежища", имеющего инвентарный номер 106-36, помещения площадью 150 кв. м, расположенного в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича", находящегося по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 41, а также о возложении на ответчика обязанности в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления в силу решения суда, исключить защитное сооружение гражданской обороны из журнала защитных сооружений гражданской обороны МЧС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды, адрес: 160000, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.11.2022 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Школа, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, из паспорта убежища 36/106, заполненного 22.12.1974, а также выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, следует, что Школа является организацией, обслуживающей в мирное время защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), а именно убежище, имеющее инвентарный номер 106-36, площадью 150 кв. м, расположенное в здании школы по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 41 (далее - объект ЗС ГО, убежище).
В постановлении апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А13-16387/2019 установлено, отсутствие доказательства создания спорного помещения как объекта ЗС ГО, спорное помещение Школе не передавалось; паспорт убежища не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к данному документу.
Постановлением кассационного суда от 23.11.2020 по делу N А13-16387/2019 названное постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В связи этим Школа со ссылкой на постановление апелляционного суда по делу N А13-16387/2019 обратилась в Управление с заявлением от 14.09.2021 N 373, в котором просила снять с учета помещение и исключить его из журнала учета защитных сооружений.
В ответ на указанное заявление Управление письмом от 17.09.2021 N ИВ-128-15198 разъяснило Школе, что порядок снятия с учета ЗС ГО определен Правилами N 583 и действующими на дату ответа Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными МЧС России от 30.12.2020 N 2-4-71-37-11 (далее - Методические рекомендации от 30.12.2020). Школе предложено также направить в Управление пакет документов на снятие ЗС ГО до включения в состав комиссии по снятию с учета ЗС ГО представителя управления.
Полагая со стороны Управления незаконное бездействие, Школа обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Школы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 3 Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется на основании Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (пункт 1.1 статьи 11 Закона N 28-ФЗ), им является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, установлено, что к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Правилами N 583 предусмотрено, что статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета таких сооружений является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации (пункт 2.2).
Пунктами 2.5 Правил N 583 предусмотрены случаи снятия защитных сооружений гражданской обороны с учета.
В пунктах 2.6 - 2.8 Правил N 583 определено, что в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений создается комиссия, в состав которой включаются представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет сооружений соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное сооружений.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения, оценивает его готовность к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета сооружения или принимает решение об отказе в снятии с учета.
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10 Правил N 583).
В силу пункта 2.11 Приказа N 583 согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
В рассматриваемом случае судами установлено и подателем жалобы не оспаривается, что порядок, установленный Правилами снятия объекта с учета, Школой не соблюден.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным обозначенного школой бездействия МЧС и о понуждении ответчика совершить действие по исключению ЗС ГО из журнала защитных сооружений гражданской обороны МЧС.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А13-918/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена Мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (пункт 1.1 статьи 11 Закона N 28-ФЗ), им является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, установлено, что к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А13-918/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена Мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2023 г. N Ф07-23348/22 по делу N А13-918/2022