06 марта 2023 г. |
Дело N А56-104432/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г. судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" Гричукова И.С. (доверенность от 26.01.2022 N 105/22), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева Д.В. (доверенность от 26.12.2022),
рассмотрев 28.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-104432/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района", адрес: 192283, Санкт-Петербург, Купчинская улица, дом 30, корпус 2, ОГРН 1089847390610, ИНН 7816451699 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 18.10.2021 N 3412-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта РФ - Санкт-Петербург, об исключении из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами недействительной записи, восстановив в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Пловдивская улица, дом 2, литера "А", за Обществом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛСТ Констракшен" (далее - ООО "ЛСТ Констракшен").
Решением суда первой инстанции от 19.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.09.2022 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 25.08.2021 ООО "ЛСТ Констракшен" обратилось в Инспекцию с заявлением N 08-11-19565/21-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Пловдивская улица, дом 2, литера "А".
Заключением Инспекции от 18.10.2021 установлено отсутствие признаков ничтожности в представленных ООО "ЛСТ Констракшен" заявлении и документах, что соответствует требованиям, установленным пунктом 8 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), и является основанием для внесения изменений в реестр лицензий.
Распоряжением Инспекции от 18.10.2021 N 3412-рл сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Пловдивская улица, дом 2, литера "А", включены в раздел реестра домов под управлением ООО "ЛСТ Констракшен".
Не согласившись с указанным распоряжением Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании статей 161 и 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"), отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "г"), отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (подпункт "д"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение: о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Основания внесения изменений, отказа внесения изменений, а также приостановления рассмотрения заявления содержатся в пунктах 8, 9 и 10 Порядка N 938/пр.
В данном случае судами установлено, что 25.08.2021 ООО "ЛСТ Констракшен" обращаясь в Инспекцию с заявлением N 08-11-19565/21-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Пловдивская улица, дом 2, литера "А", приложило протокол общего собрания от 01.06.2021 N 1, реестр собственников, заключивших договор управления, копию договора управления от 04.06.2021, копию уведомления Общества об изменении способа управления и передаче технической и иной документации на указанный многоквартирный дом.
На основании пункта 5 Порядка N 938/пр Инспекцией осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения обязательных требований.
Суды установили, что в ходе проверки Инспекцией установлено несоответствие заявления и документов, представленных ООО "ЛСТ Констракшен" условию, предусмотренному подпунктам "б", "в" пункта 5 Порядка, которое в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр является основанием для приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр.
Инспекцией было вынесено распоряжение N 2837-рл о приостановлении до 18.10.2021 рассмотрения заявления ООО "ЛСТ Констракшен" о внесении в реестр лицензий в связи с несоответствием заявления и документов условиям Порядка N 938/пр (сведения о многоквартирном доме по указанному выше адресу размещены в разделе реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество).
Инспекция 08.09.2021 направила обращения в адрес ООО "ЛСТ Констракшен" и Общества.
В связи с наличием двух протоколов общего собрания от 01.06.2021 N 1 и от 28.06.2021 N 2 Инспекцией издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки Общества.
Судебные инстанции, исходя из пунктов 18, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), пункта 4 Приложения N 2 к Приказу Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, заключили, что ООО "ЛСТ Констракшен" в Инспекцию представило копию уведомления от 15.10.2021 N 219/21 с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором предлагало передать имеющуюся в распоряжении Общества техническую и иную документацию на многоквартирный дом по указанному выше адресу.
Также суды установили, что заключением Инспекции от 18.10.2021 установлено отсутствие признаков ничтожности в представленных ООО "ЛСТ Констракшен" заявлении и документах, что в силу пункта 8 Порядка N 938/пр является основанием для внесения изменений в реестр лицензий.
При проверке представленного Обществом протокола от 28.06.2021 N 2 Инспекцией были выявлены признаки ничтожности, отсутствие кворума.
В связи с чем исходя из части 3 статьи 45 ЖК РФ суды согласились с выводом Инспекции о неправомочности решения общего собрания собственников МКД от 28.06.2021 N 2.
Суды констатировали, что Инспекция не наделена полномочиями на признание недействительным (ничтожным) представленного ей протокола, но, проверяя заявление и документы, предоставленные Обществом на соответствие их условию, отраженному в подпункте "е" пункта 5 Порядка, она вправе установить признаки ничтожности представленного решения, выявив которые, в соответствии с требованиями Порядка принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-104432/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При проверке представленного Обществом протокола от 28.06.2021 N 2 Инспекцией были выявлены признаки ничтожности, отсутствие кворума.
В связи с чем исходя из части 3 статьи 45 ЖК РФ суды согласились с выводом Инспекции о неправомочности решения общего собрания собственников МКД от 28.06.2021 N 2.
...
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А56-104432/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2023 г. N Ф07-20886/22 по делу N А56-104432/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20886/2022
07.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19519/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104432/2021